Formation of Leading Universities: World Practice and Russian Perspective

Предметом исследования является феномен лидерства университетов, условия и факторы, способствующие его достижению. В качестве материала использованы «истории успеха» ведущих университетов различных стран: Гарвардского и Стэнфордского университетов (США), Массачусетского технологического института (США), Шанхайского университета Цзяо-Тун (Китай), Индийского института технологий Бомбея (Индия), Пхоханского университета науки и технологий (Корея), Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Россия).
Показано, что университеты становились лидерами, если им удавалось «поймать волну» важных для общества изменений и, с одной стороны, поддерживать развертывание этих процессов, с другой – использовать их энергетику и возникающие возможности. Также можно выделить ключевых партнеров, которые поддерживали становление университета-лидера, – профессиональные сообщества, государство и правительственные агентства, крупные компании.
Обсуждается воздействие ведущих университетов на развитие регионов и стран, к которым они принадлежат: они формируют элиты; создают образованное общество, выращивают профессионалов; производят и распространяют новые знания, технологические, организационные, институциональные решения; непосредственно развивают экономику через создание новых предприятий и рабочих мест. Университеты-лидеры инициируют сотрудничество в региональном и глобальном масштабе, решение стоящих перед человечеством проблем, задают новые смыслы и цели – энергетику движения в будущее.
В истории университетов прослеживаются различные варианты их взаимоотношений с государством: партнерство университетов и государственной власти либо доминирование государства над университетами. Возможно также сочетание реализации стратегических интересов государства с широкой свободой и высокой активностью университетов, моделирующих «на себе» перспективные практики будущего. Особенность ситуации России состоит в фактическом отсутствии «университетов-сообществ», обладающих высоким уровнем академической автономии, имеющих собственное видение перспектив экономики, технологий, науки, образования и формулирующих свои стратегии.

Доклады:

Экосистема науки, образования и инноваций Красноярского края: идея, перспективы, проекты






Флагманский университет макрорегиона «Енисейская Сибирь»: перспективы и задачи развития






Город – идея и практика






Становление университетов-лидеров: мировая практика и российская перспектива: аналитический доклад






Россия – Сибирь 2050: глобальные тренды и «окна возможностей»: аналитический доклад






Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: сценарные варианты будущего: аналитический доклад






Siberia and the Far East in XXI Century: Problems and Perspectives of Development: Analytical Report






Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: проблемы и перспективы развития






Возможные миры или создание практики творческого мышления






Будущее Республики Саха (Якутия)






Республика Саха (Якутия) – 2050. Форсайт-исследование






Россия: Восточный вектор






Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития






Красноярск Foresight: образы будущего 2030






Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд






Форсайт Республики Саха (Якутия) – 2050






Судьба континента Сибирь: проблемы развития






Человеческий капитал Красноярского края: Форсайт-исследование – 2030