Реконструкция книги «Возможные миры или создание практики творческого мышления»

Сотрудники Центра выполнили реконструкцию книжки "Возможные миры или создание практики творческого мышления", в которой описывается инновационная педагогическая практика группы НООГЕН. В тексте представлены описания уникальных образовательных ситуаций и творческой педагогической работы по «рождению» мышления в совместной детско-взрослой проблемной коммуникации.
Текст книги был написан коллективом авторов – Ефимовым В.С., Лаптевой А.В., Ермаковым С.В., Барцевым С.И., Кучеровой В.В., Миркес М.М. - в то время преподавателями и сотрудниками психолого-педагогического факультета Красноярского государственного университета.
Книжка была подготовлена в рамках инновационной программы «Обновление гуманитарного образования в России», развернутой в 1992 г. Основная цель программы — гуманизация образования, создание нового поколения вариативных учебников и учебных пособий, ориентированных на ценности отечественной и мировой культуры современного демократического общества.
В целях реализации программы было организовано три тура конкурса, в котором приняло участие более полутора тысяч авторских коллективов из различных регионов России. В конкурсной комиссии работали как отечественные, так и зарубежные эксперты. Данная работа вошла в число победителей конкурса и была предложена в качестве экспериментального учебного пособия.
Предложенная в книжке инновационная образовательная технология направлена на многостороннее интеллектуальное развитие детей, формирование фундамента их дальнейшей учебы и жизни. Подчеркивается, что педагогика, развивающая мышление, есть педагогика совместного развития учителей и учеников. Исходный элемент образовательной технологии – коллективное построение возможных миров и возможных научных теорий. Предлагаемая участникам задача, как правило, звучит так, что решить ее, на первый взгляд, совершенно невозможно. При этом никто, включая авторов, не знает, как она должна решаться. Решение рождается в специально организованной коммуникации в процессе «живого мышления», прецеденты которого описаны в книжке. Отработка представленных в книге образовательных ситуаций и педагогических технологий осуществлялась в формате интенсивных образовательных школ группы «НООГЕН».
Книга рассчитана на то, что заинтересованный читатель включится в размышление о творчестве и условиях его инициации и, может быть, попробует делать аналогичную педагогическую работу. Предлагаются некоторые «рецептурные» фрагменты, которые не являются обязательными – учителя могут действовать аналогично или по-своему построить педагогическую работу.
Книга написана и опубликована в 1994 году, но смыслы и идей представленные в данном тексте остаются актуальными в настоящее время. Восстановленная версия книжки размещена на сайте Центра в разделе «Публикации Центра».

Доклады:

Экосистема науки, образования и инноваций Красноярского края: идея, перспективы, проекты






Флагманский университет макрорегиона «Енисейская Сибирь»: перспективы и задачи развития






Город – идея и практика






Становление университетов-лидеров: мировая практика и российская перспектива: аналитический доклад






Россия – Сибирь 2050: глобальные тренды и «окна возможностей»: аналитический доклад






Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: сценарные варианты будущего: аналитический доклад






Siberia and the Far East in XXI Century: Problems and Perspectives of Development: Analytical Report






Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: проблемы и перспективы развития






Возможные миры или создание практики творческого мышления






Будущее Республики Саха (Якутия)






Республика Саха (Якутия) – 2050. Форсайт-исследование






Россия: Восточный вектор






Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития






Красноярск Foresight: образы будущего 2030






Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд






Форсайт Республики Саха (Якутия) – 2050






Судьба континента Сибирь: проблемы развития






Человеческий капитал Красноярского края: Форсайт-исследование – 2030