Будущее высшей школы России – 2030:
социально-экономические контексты и критические ситуации
(по результатам Делфи-опроса экспертов)
Ефимов В.С., Лаптева А.В., Румянцев М.В.
Сибирский федеральный университет
Аннотация: В работе представлены результаты Делфи-опроса экспертов о будущем высшей школы в России в горизонте времени до 2030 г., в опросе участвовало 730 экспертов из 39 крупных городов России, работающих в высшей школе (представлено 79 университетов), органах власти, бизнесе. Эксперты полагают, что ситуация в высшем образовании России будет определяться конкуренцией четырех сценариев развития страны: «сырьевое будущее», «догоняющая модернизация», «локальное лидерство», «когнитивное общество». Представлена «карта», включающая семь возможных критических ситуаций для высшей школы в период до 2030 г. Эксперты считают, что наиболее вероятными и значимыми ситуациями могут стать «критически низкое качество абитуриентов», «стагнация высшего образования и науки при доминировании сценария «сырьевое будущее».