ППФ как прототип нового поколения университетов – доклад на конференции «Практики развития»

21 апреля сотрудник Центра стратегических исследований и разработок А. В. Лаптева выступила на дискуссионной площадке «ППФ – реконструкция смыслов. Осмысление ППФ как практик становления субъектности» в рамках XXIX Всероссийской научно-практической конференции «Практики развития: порождение, становление и удержание субъектности в образовании» (Красноярск), с докладом «ППФ как прототип нового поколения университетов – Университета 4.0».
Задача доклада – осмысление феномена психолого-педагогического факультета (ППФ) Красноярского государственного университета (факультет работал в 1997–2006 гг.) как значимого для будущего, как прототипа университета нового поколения. Материалом для работы осмысления послужили интервью с бывшими преподавателями и управленцами факультета, внешними экспертами и личные истории его выпускников; в качестве теоретической рамки использован концепт «поколения университетов».
В докладе утверждается, что психолого-педагогический факультет был «сообществом мыслящих»; площадкой исследовательской работы преподавателей и студентов; сообществом, в котором рождались предпринимательские проекты и формировались их команды; прототипом новой практики (трансформации школьного образования на основе идеи и технологии развивающего обучения и создания системы дополнительного образования в регионе), центром формирующейся экосистемы инновационного образования и психологических практик; площадкой, где реализовалось методологическое мышление, применялись и развивались технологии коллективного мышления (проводились организационно-деятельностные игры, разрабатывались новые форматы и технологии коллективной учебной деятельности, была создана педагогическая технология группы НооГен – мысленное конструирование возможных миров).
Создание новых практик (причем работа на уровне оснований новых практик), формирование экосистем, работа над технологиями мышления – все это характеризует университеты четвертого поколения – Университет 4.0.
По завершении доклада развернулась дискуссия о том, чем был по сути психолого-педагогический факультет, что происходит с университетами в современном мире, каким может и должно стать новое поколение университетов. В дискуссии участвовали В.С. Ефимов, В.Г. Васильев, Б.Д. Эльконин, И.М. Реморенко, О.С. Островерх и другие спикеры конференции.

Доклады:

Экосистема науки, образования и инноваций Красноярского края: идея, перспективы, проекты






Флагманский университет макрорегиона «Енисейская Сибирь»: перспективы и задачи развития






Город – идея и практика






Становление университетов-лидеров: мировая практика и российская перспектива: аналитический доклад






Россия – Сибирь 2050: глобальные тренды и «окна возможностей»: аналитический доклад






Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: сценарные варианты будущего: аналитический доклад






Siberia and the Far East in XXI Century: Problems and Perspectives of Development: Analytical Report






Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: проблемы и перспективы развития






Возможные миры или создание практики творческого мышления






Будущее Республики Саха (Якутия)






Республика Саха (Якутия) – 2050. Форсайт-исследование






Россия: Восточный вектор






Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития






Красноярск Foresight: образы будущего 2030






Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд






Форсайт Республики Саха (Якутия) – 2050






Судьба континента Сибирь: проблемы развития






Человеческий капитал Красноярского края: Форсайт-исследование – 2030