Отчет о НИР Прогноз и сценарии развития высшей школы в России

ОТЧЕТ о научно-исследовательской работе по Государственному контракту от 29 ноября 2010 г. № 14.740.11.0753

по теме: «ПРОГНОЗ И СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РОССИИ – ИНСТИТУТА, ИНТЕГРИРУЮЩЕГО НАУКУ, ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИИ, В ГОРИЗОНТЕ ДО 2030 ГОДА, КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ (ИССЛЕДОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОЛОГИИ ФОРСАЙТА)» (промежуточный, этап № 1) ЧАСТЬ 1. Наименование этапа: «Анализ публикаций и программных документов»

Руководитель проекта: Е.А. Ваганов, академик, д-р биол. наук, ректор СФУ
Ответственный исполнитель: В.С. Ефимов, канд. физ.-мат. наук, директор центра стратегических исследований и разработок СФУ

Отчет 480 с., 9 разделов, 38 рис., 58 табл., формул 1, 346 источников, 2 приложения, 4 части.

РЕФЕРАТ
Ключевые слова: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ФОРСАЙТ, ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС, ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ, СЦЕНАРИЙ, СТРАТЕГИЯ, УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Объектом исследования является высшее образование, научно-технологическая и инновационная сфера и государственная политика в отношении высшего образования, научно-технологической и инновационной сфер. Цель работы – исследование ключевых изменений в сфере высшего образования, разработка долгосрочного прогноза и вариантов сценариев; подготовка предложений в для государственной политики в высшем образовании, научно-технологической и инновационной сферах. Основные методы работы – статистико-математический анализ данных; анализ научных публикаций, аналитических материалов и стратегических документов; метод экспертного опрос; Делфи-опрос. Основные результаты работы: определен перечень основных тенденций в сфере высшего образования России на долгосрочную перспективу; определены сценарные развилки для сферы высшего образования в России; разработана концептуальная модель сферы высшего образования, научно-технической и инновационной сферы как комплексного объекта государственного регулирования; разработана модель структуры реестра документов, определяющих государственную политику в высшем образовании, научно-технической и инновационной сфере, сформирован стартовый вариант реестра; представлен пилотный анализ зарубежных практик в области государственной политики в высшем образовании, научно-технической и инновационной сфере; разработана методика и оформлены результаты серия экспертных интервью по ключевым проблемам государственной политики в сфере высшего образования; школы как института, интегрирующего образование, науку и инновации; разработана концепция и общая методология Делфи-опроса экспертов, проведен опрос и сформулированы основные результаты опроса в отношении государственной политике в высшем образовании; сформулированы, научно-технической и инновационной сфере; сформулированы предложений по совершенствованию инструментов государственной политике в сфере высшего образования России. Результаты работы могут быть использованы ученными, политиками и управленцами для проведения исследований, разработки стратегических и нормативно-правовых документов в области высшего образования, научно-технологической и инновационной сферах. Представленные результаты будут интересны аспирантами и студентам старших курсов специализирующихся в области государственного управления в сфере образования, научно-технологической и инновационной сферах.

Доклады:

Экосистема науки, образования и инноваций Красноярского края: идея, перспективы, проекты






Флагманский университет макрорегиона «Енисейская Сибирь»: перспективы и задачи развития






Город – идея и практика






Становление университетов-лидеров: мировая практика и российская перспектива: аналитический доклад






Россия – Сибирь 2050: глобальные тренды и «окна возможностей»: аналитический доклад






Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: сценарные варианты будущего: аналитический доклад






Siberia and the Far East in XXI Century: Problems and Perspectives of Development: Analytical Report






Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: проблемы и перспективы развития






Возможные миры или создание практики творческого мышления






Будущее Республики Саха (Якутия)






Республика Саха (Якутия) – 2050. Форсайт-исследование






Россия: Восточный вектор






Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития






Красноярск Foresight: образы будущего 2030






Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд






Форсайт Республики Саха (Якутия) – 2050






Судьба континента Сибирь: проблемы развития






Человеческий капитал Красноярского края: Форсайт-исследование – 2030