ОТЧЕТ
о научно-исследовательской работе
по Государственному контракту от 29 ноября 2010 г. № 14.740.11.0753
по теме:
«ПРОГНОЗ И СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РОССИИ – ИНСТИТУТА, ИНТЕГРИРУЮЩЕГО НАУКУ, ОБРАЗОВАНИЕ И ИННОВАЦИИ,
В ГОРИЗОНТЕ ДО 2030 ГОДА, КАК ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ
(ИССЛЕДОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОЛОГИИ ФОРСАЙТА)»
(промежуточный, этап № 1)
ЧАСТЬ 1.
Наименование этапа: «Анализ публикаций и программных документов»
Руководитель проекта: Е.А. Ваганов, академик, д-р биол. наук, ректор СФУ
Ответственный исполнитель: В.С. Ефимов, канд. физ.-мат. наук, директор центра стратегических исследований и разработок СФУ
Отчет 480 с., 9 разделов, 38 рис., 58 табл., формул 1, 346 источников, 2 приложения, 4 части.
РЕФЕРАТ
Ключевые слова: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ФОРСАЙТ, ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС, ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ, СЦЕНАРИЙ, СТРАТЕГИЯ, УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
Объектом исследования является высшее образование, научно-технологическая и инновационная сфера и государственная политика в отношении высшего образования, научно-технологической и инновационной сфер.
Цель работы – исследование ключевых изменений в сфере высшего образования, разработка долгосрочного прогноза и вариантов сценариев; подготовка предложений в для государственной политики в высшем образовании, научно-технологической и инновационной сферах.
Основные методы работы – статистико-математический анализ данных; анализ научных публикаций, аналитических материалов и стратегических документов; метод экспертного опрос; Делфи-опрос.
Основные результаты работы: определен перечень основных тенденций в сфере высшего образования России на долгосрочную перспективу; определены сценарные развилки для сферы высшего образования в России; разработана концептуальная модель сферы высшего образования, научно-технической и инновационной сферы как комплексного объекта государственного регулирования; разработана модель структуры реестра документов, определяющих государственную политику в высшем образовании, научно-технической и инновационной сфере, сформирован стартовый вариант реестра; представлен пилотный анализ зарубежных практик в области государственной политики в высшем образовании, научно-технической и инновационной сфере; разработана методика и оформлены результаты серия экспертных интервью по ключевым проблемам государственной политики в сфере высшего образования; школы как института, интегрирующего образование, науку и инновации; разработана концепция и общая методология Делфи-опроса экспертов, проведен опрос и сформулированы основные результаты опроса в отношении государственной политике в высшем образовании; сформулированы, научно-технической и инновационной сфере; сформулированы предложений по совершенствованию инструментов государственной политике в сфере высшего образования России.
Результаты работы могут быть использованы ученными, политиками и управленцами для проведения исследований, разработки стратегических и нормативно-правовых документов в области высшего образования, научно-технологической и инновационной сферах. Представленные результаты будут интересны аспирантами и студентам старших курсов специализирующихся в области государственного управления в сфере образования, научно-технологической и инновационной сферах.