20 декабря, 2010 г. |
Сотрудники Центра стратегических исследований и разработок подготовили отчет по результатам первого этапа проекта «Форсайт-исследование будущего народов Республики Саха (Якутия) на период до 2050 года». Цель первого этапа исследования – выделение научных подходов и методов комплексного (философского, культурно-антропологического, этно-демографического, социально-культурного) исследования существования и трансформации северных этнокультурных популяций; анализ практики и методологии Форсайта, возможностей применения Форсайта для разработки долгосрочных стратегий сохранения и развития этнокультурных систем; апробация методики и инструментария эмпирического исследования процессов воспроизводства культуры коренных народов Севера. Основные результаты работы: Проведен обзор современных исследований этнокультурных процессов, выделены позиции российских и зарубежных ученых относительно проблем сохранения популяций и культуры коренных народов. Проанализированы содержания понятий «этнос» и «этничность» в отечественной и англоязычной литературе, а также основные подходы к этничности: примордиализм, ситуационизм и конструктивизм, этносимволизм и трансакционализм, антропологический подход, диспозиционный подход. Изложены представления о существовании и трансформации этнокультурных популяций, выработанные в культурной антропологии (эволюционизм, диффузионизм, биологизаторское направление, функционализм, когнитивная антропология, структурная антропология, неоэволюционизм и др.), в социально-исторических исследованиях (социальный конструктивизм, организмический подход). Проанализирован концепт культуры как социально-антропологической системы. Представлено содержание модели деформации этнических культур, выделены факторы деформации этноса. На основе научных публикаций проведен анализ влияния глобальных трансформаций на культуру коренных и малочисленных народов Севера РФ. Проведен обзор общей методологии Форсайт-исследований, выделена специфика Форсайта как практики работы с будущим, в сравнении с проектированием, прогнозированием, стратегическим планированием и программированием. Выделены типы Форсайт-исследований. Дан перечень и характеристики отдельных методов и технологий Форсайта. Показана возможность применения Форсайт-исследований для изучения и конструирования будущего этнокультурных систем циркумполярных территорий и якутского этноса. Представлена концепция проекта «Форсайта народов Республики Саха». Обоснована актуальность, выстроена логика поэтапного разворачивания Форсайт-исследования. Представлена программа исследования, включающего 1) изучение этнокультурных систем с позиций культурной антропологии и культурологи, 2) разработку сценариев и стратегий развития народов Республики Саха с использованием методов Форсайта. Представлены методы и результаты исследования процессов диссипации традиционной культуры коренных малочисленных народов севера (на примере малочисленных народов севера Красноярского края – эвенков, кето, селькупов, чулымцев; с использованием социологического опроса). Представлены концепция и инструментарий исследования, результаты их апробации. На основе анализа данных опроса выявлены: степень вовлеченности представителей четырех коренных народов в традиционные виды хозяйственной деятельности (по возрастным и гендерным группам); степень приверженности респондентов разных возрастов традициям коренных народов – выделены группы, в наибольшей и наименьшей степени приверженные традиционным видам хозяйственной и культурной деятельности. Установлено, какие виды культурных традиций сохраняют значение в жизни изученных народов, а какие утрачивают значение. Изучены сознательные установки представителей коренных народов (различных возрастных и гендерных групп) на сохранение в своей жизни черт национальной культуры, национального характера. На основе данных опроса реконструированы изменения, от поколения к поколению, степени владения национальным языком, а также использования национального языка в качестве средства повседневного общения (для каждого изучаемого народа). Оценены перспективы сохранения национальных языков как «живых» языков – языков повседневного общения, для разных народов. Исследованы установки представителей коренных народов относительно места жительства (собственного и детей). Выделены «идеализированные типы» представителей коренных народов Севера («утратившие связь с этносом» и «поддерживающие жизнь этноса»), представлены социологические портреты данных типов. Результаты работы могут быть использованы учеными, политиками и управленцами для проведения исследований, разработки стратегических и нормативно-правовых документов в области сохранения и развития коренных народов циркумполярных территорий. Представленные результаты будут интересны аспирантам и студентам старших курсов, специализирующимся в области государственного и муниципального управления, в сферах образования, культуры и социальной работы.
Раздел "Форсайт Республики Саха" |