Завершился второй этап проекта «Прогноз и сценарии развития высшей школы в России – института, интегрирующего науку, образование и инновации, в горизонте до 2030 года»

Сотрудники Центра стратегических исследований и разработок подготовили отчет по результатам второго этапа проекта «Прогноз и сценарии развития высшей школы в России – института, интегрирующего науку, образование и инновации, в горизонте до 2030 года, как основа государственной политики в образовании, научно-технической и инновационной сфере (исследование с использованием методологии Форсайта)».

Основные результаты второго этапа работы следующие. Охарактеризованы практики управления в области высшего образования, научно-технической и инновационной сфере – опыт США. Проанализировано поведение молодежи России на рынке труда и образовательных услуг в 1995-2009 гг. Проведен обзор существующих прогнозов, аналитических докладов, стратегий, освещающих перспективы развития сферы высшего образования, научно-технической и инновационной сферы в России. Разработан инструментарий и проведен первый (пилотный) этап Делфи-опроса экспертов. По результатам опроса представлены предварительные выводы о вариантах будущего высшей школы России в горизонте времени до 2030 г., функциях и миссии высшей школы будущего, о возможных критических ситуациях для высшей школы. Представлено видение экспертами возможностей развития деятельности высшей школы – новых, перспективных форматов, методов, средств образовательной, научной, инновационной деятельности. Показаны видение экспертами общих ориентиров государственной политики в области высшего образования, а также оценка ими ряда конкретных мер политики, направленных на стимулирование образовательной, исследовательской и инновационной деятельности, на интеграцию образования, науки и инноваций. Собраны и структурированы предложения экспертов по конкретным организационным, институциональным и иным нововведениям и мерам, которые могут поднять уровень образования, науки и инновационной деятельности в высшей школе. Проанализирован ряд подходов и методов оценки эффективности государственной политики, применяемых в развитых странах, международными организациями. Проанализировано пространство нормативно-правового регулирования в высшем образовании, научно-технологической и инновационной сфере и уточнена матричная структура реестра документов. Представлен методологический анализ государственной политики в высшем образовании (основные концептуальные подходы и модели), предлагается карта-схема управления процессами развития в сфере высшего образования, представляющая основных субъектов политической действительности, их краткосрочные и долгосрочные интересы, масштабы располагаемых ресурсов и потенциал противостояния изменениям.

Результаты работы могут быть использованы учеными, политиками и управленцами для проведения исследований, разработки стратегических и нормативно-правовых документов в области высшего образования, научно-технологической и инновационной сферах. Представленные результаты будут интересны аспирантами и студентам старших курсов специализирующихся в области государственного управления в сфере образования, научно-технологической и инновационной сферах.

 

Раздел проекта "Прогноз и сценарии развития высшей школы в России в горизонте до 2030 года"

Доклады:

Экосистема науки, образования и инноваций Красноярского края: идея, перспективы, проекты






Флагманский университет макрорегиона «Енисейская Сибирь»: перспективы и задачи развития






Город – идея и практика






Становление университетов-лидеров: мировая практика и российская перспектива: аналитический доклад






Россия – Сибирь 2050: глобальные тренды и «окна возможностей»: аналитический доклад






Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: сценарные варианты будущего: аналитический доклад






Siberia and the Far East in XXI Century: Problems and Perspectives of Development: Analytical Report






Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: проблемы и перспективы развития






Возможные миры или создание практики творческого мышления






Будущее Республики Саха (Якутия)






Республика Саха (Якутия) – 2050. Форсайт-исследование






Россия: Восточный вектор






Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития






Красноярск Foresight: образы будущего 2030






Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд






Форсайт Республики Саха (Якутия) – 2050






Судьба континента Сибирь: проблемы развития






Человеческий капитал Красноярского края: Форсайт-исследование – 2030