5 июня, 2011 г. |
Сотрудники Центра стратегических исследований и разработок подготовили отчет по результатам второго этапа проекта «Прогноз и сценарии развития высшей школы в России – института, интегрирующего науку, образование и инновации, в горизонте до 2030 года, как основа государственной политики в образовании, научно-технической и инновационной сфере (исследование с использованием методологии Форсайта)». Основные результаты второго этапа работы следующие. Охарактеризованы практики управления в области высшего образования, научно-технической и инновационной сфере – опыт США. Проанализировано поведение молодежи России на рынке труда и образовательных услуг в 1995-2009 гг. Проведен обзор существующих прогнозов, аналитических докладов, стратегий, освещающих перспективы развития сферы высшего образования, научно-технической и инновационной сферы в России. Разработан инструментарий и проведен первый (пилотный) этап Делфи-опроса экспертов. По результатам опроса представлены предварительные выводы о вариантах будущего высшей школы России в горизонте времени до 2030 г., функциях и миссии высшей школы будущего, о возможных критических ситуациях для высшей школы. Представлено видение экспертами возможностей развития деятельности высшей школы – новых, перспективных форматов, методов, средств образовательной, научной, инновационной деятельности. Показаны видение экспертами общих ориентиров государственной политики в области высшего образования, а также оценка ими ряда конкретных мер политики, направленных на стимулирование образовательной, исследовательской и инновационной деятельности, на интеграцию образования, науки и инноваций. Собраны и структурированы предложения экспертов по конкретным организационным, институциональным и иным нововведениям и мерам, которые могут поднять уровень образования, науки и инновационной деятельности в высшей школе. Проанализирован ряд подходов и методов оценки эффективности государственной политики, применяемых в развитых странах, международными организациями. Проанализировано пространство нормативно-правового регулирования в высшем образовании, научно-технологической и инновационной сфере и уточнена матричная структура реестра документов. Представлен методологический анализ государственной политики в высшем образовании (основные концептуальные подходы и модели), предлагается карта-схема управления процессами развития в сфере высшего образования, представляющая основных субъектов политической действительности, их краткосрочные и долгосрочные интересы, масштабы располагаемых ресурсов и потенциал противостояния изменениям. Результаты работы могут быть использованы учеными, политиками и управленцами для проведения исследований, разработки стратегических и нормативно-правовых документов в области высшего образования, научно-технологической и инновационной сферах. Представленные результаты будут интересны аспирантами и студентам старших курсов специализирующихся в области государственного управления в сфере образования, научно-технологической и инновационной сферах.
Раздел проекта "Прогноз и сценарии развития высшей школы в России в горизонте до 2030 года" |