Форсайт-проекты в области сохранения и развития человеческого капитала: Дорожная карта гражданского общества

civil_society.jpg (660×265)«Цели и альтернативы развития гражданского общества: дорожная карта для России»  - доклад, в котором были рассмотрены подходы и методы Форсайта, использовавшиеся для оценки перспектив развития гражданского общества в России. 
Сегодня известно немало примеров использования методологии Форсайта применительно к гражданскому обществу. Рост интереса к Форсайту связан в значительной мере с тем, что это новый подход к определению перспектив развития гражданского общества, который достаточно успешно зарекомендовал себя в других сферах. "Популярность Форсайта объясняется также и увеличением спроса на знания о будущем и все более широким распространением новых принципов разработки политики, которая предполагает выбор приоритетов и концентрацию основных площадей своих достижений", — заметил докладчик. Внимание к этому методу обусловлено и ценностью как прямых его результатов, так и значительной пользой, приобретаемой участниками этого процесса.
Что касается дорожных карт, то как метод они предназначены "для разработки и визуального представления среднесрочной стратегии развития сектора в отрасли и компании". Это нормативный метод предвидения, при котором предполагается, "что мы знаем, куда мы хотим прийти или чего мы хотим достичь, и наша задача заключается в том, чтобы ответить на вопрос, каким образом оптимально это сделать. Временной горизонт этого метода обычно составляет от пяти до пятнадцати лет, а сама дорожная карта строится в виде схемы-маршрута, который непосредственно приводит к заранее установленной совокупности целей через решение промежуточных задач".
Такая карта представляет собой, как правило, многослойную схему, где каждый слой содержит однородные элементы (цели, задачи), и основной акцент при этом делается на согласовании временных координат событий и действий, что придает данному инструменту динамический характер и позволяет отслеживать всю реализацию процесса. При этом при построении дорожных карт результаты должны быть представлены в максимально понятной форме, доступной для самого широкого круга заинтересованных лиц, и служить основой для принятия текущих решений в соответствующих областях. При построении дорожной карты для гражданского общества, авторы провели подробный анализ основных документов, в частности, изучались документы Общественной палаты Российской Федерации, концепция долгосрочного развития РФ до 2020-го года и другие.
Если говорить о построении дорожной карты, то этот процесс предполагал выполнение таких этапов, как определение целей и задач и временных рамок. Главное значение дорожной карты заключается в выборе и представлении возможных направлений развития гражданского общества, определении системы необходимых мер и точек их наиболее перспективного приложения, построении траектории достижения поставленных задач и отражении альтернативных вариантов. 
В соответствии с выбранной системой методов к работе привлекались эксперты, представители организаций гражданского общества, различных групп населения. Для построения дорожной карты использовалась совокупность различных методов, таких как обзор литературы, контент-анализ, интервью с экспертами, опросы населения, очные и онлайн фокус-групповые дискуссии. Что касается сценариев дорожной карты, то они использовались для определения возможных перспектив развития гражданского общества и возможных его вариантов. Цель подготовки сценариев заключалась в том, чтобы "представить возможные картины будущего, отразить альтернативные пути их достижения. Сценарии были посвящены событиям и направлениям событий, которые являются предметом наибольшего интереса и беспокойства".
Суть подхода, использовавшегося при составлении сценариев, состояла в том, что рассматривались различные факторы, которые либо влияют на гражданское общество, либо характеризуют какие-то важнейшие составляющего этого общества. "Перебирая различные такие факторы, мы смотрим, какова может быть динамика". Благодаря этому весьма удобно формировать простейшие сценарии, которые затем уже можно группировать в кластеры.
Также были представлены несколько возможных сценариев развития гражданского общества. В первом сценарии, условно названном "общество солидарности", гражданское общество характеризуется высокой социальной активностью населения на фоне роста доходов и его образовательного уровня, сопровождающихся укреплением социальной базы гражданского общества (увеличение доли ядра и уменьшение буферной зоны). При таком сценарии среди большинства населения преобладает восприятие общества как сплоченного организма, в котором наличествует рост доверия, ответственности, ощущение своих возможностей оказывать влияние на происходящие процессы. При этом деятельность третьего сектора обладает свойством устойчивости, в том числе за счет хорошего кадрового обеспечения, услуги НКО являются востребованными со стороны органов власти и бизнес-структур, а вклад третьего сектора в ВВП не меньший, чем в развитых западных странах.
Второй сценарий условно называется "инерционное общество", когда функционирование институтов гражданского общества проявляется в конкретных практиках, однако вовлеченность в них россиян находится на низком и среднем уровне. Организации третьего сектора в таком обществе разнообразны, однако неустойчивы, отдельные виды НКО могут вносить вклад в решение вопросов местного значения, наиболее развиты формы взаимодействия с властями на муниципальном уровне. Общественная активность по месту жительства имеет тенденцию "приватизации" органами местного самоуправления. При этом имеются в виду и группы, характеризуемые высокой активностью, "то есть лица с высшим образованием, или наша традиционная интеллигенция". В этом сценарии отдельные виды НКО могут вносить свой вклад в решение вопросов местного значения, но при данном варианте "возможно взаимодействие между органами власти и некоммерческими организациями именно на муниципальном уровне".
Третий сценарий "общество социальной пассивности" характеризуется, в частности, слабой социальной базой гражданского общества, прежде всего, на периферии, неустойчивостью третьего сектора из-за слабости ресурсного обеспечения. НКО при этом не рассматриваются как ресурс развития муниципалитетов, регионов и страны в целом. Для такого общества характерны низкие показатели социальной активности населения, готовности объединяться с другими людьми, неразвитость установок на участие в практиках гражданского общества. При этом сценарии слаба социальная база гражданского общества, ее периферию составляет более половины населения, третий сектор неустойчив из-за слабости ресурсной базы, формы взаимодействия с властями не многообразны при преобладании нематериальных форм.
Сценарии были спроецированы на некоторые данные опросов населения, проведенных ЛИГО в декабре 2008-го года. Согласно этим данным, практически 57% россиян считают необходимым, чтобы Россия к 2020-му году стала похожей на развитые страны Запада, где большинство граждан участвует в работе общественных, благотворительных и других негосударственных организаций и с помощью этого решает свои насущные проблемы.
На вопрос о том, будут ли к 2020-му году россияне участвовать в работе общественных, благотворительных и других НКО для совместного решения своих проблем, оказания помощи другим людям, а также для контроля за действиями властей, 41% россиян ответили утвердительно и 30% — отрицательно. А какие условия наиболее важны для того, чтобы большинство россиян стало участвовать в работе общественных, благотворительных и других НКО? Каждый второй указал, что одним из важнейших условий является значительный рост доходов граждан, а треть говорит о важности повышения уровня доверия между людьми, о росте образовательного уровня населения, о том, что между людьми должны существовать более нравственные отношения. Каждый четвертый опрошенный указал на важность большей прозрачности в деятельности самих НКО, а для каждого пятого таким условием является повышение внимания к деятельности НКО со стороны государства. На вопрос же о том, зависит или не зависит возможность России стать ведущей мировой державой к 2020-му году от участия рядовых граждан в деятельности общественных организаций и других НКО, 55% россиян ответили, что зависит, а 33% — что нет.
Эти данные позволяют с большой надеждой смотреть на первый сценарий как наилучший для развития гражданского общества и реализуемый с большой вероятностью. Именно для этого сценария и была представлена потом дорожная карта развития гражданского общества.
Дорожная карта гражданского общества была построена в рамках стратегического направления, которое определено в докладах Общественной палаты РФ о состоянии гражданского общества в России. Оно состоит "в создании общества свободной самоорганизации, представляющего собой совокупность общественных институтов, непосредственно не включенных в структуры государства и позволяющих гражданам, их добровольным объединениям наиболее полно реализовывать свои интересы и инициативы, вести конструктивную социальную деятельность и равноправный диалог с властью".
Определение таких ориентиров является вопросом политического выбора. Дорожная карта призвана содействовать укреплению социальной базы гражданского общества и повышению качества его институтов, расширению многообразия и распространенности социальных практик гражданского общества, снижению региональных различий с точки зрения благоприятности предпосылок для его развития.
Цель состоит и в широком распространении таких ценностей гражданского общества, как инициативность, общественная активность, альтруизм и др., в достижении соответствия качества человеческого потенциала интересам формирования гражданского общества в России, установлении стабильной обратной связи органов власти с населением через институты гражданского общества, расширении возможностей для самореализации граждан и повышении уровня доверия населения к институтам и структурам гражданского общества.
Для достижения этих целей необходимо повышать устойчивость функционирования НКО, развивать практики благотворительной деятельности и добровольчества физических лиц на предприятиях, обеспечивать эффективную поддержку этих видов деятельности на региональном и муниципальном уровнях, формировать положительные установки граждан, связанные с участием в социальных практиках гражданского общества. Важно также расширять спрос органов власти и бизнес-организаций на услуги НКО, развивать инфраструктуру информационно-консультационной поддержки деятельности НКО, развивать гражданское образование и территориальное общественное самоуправление, осуществлять мониторинг состояния гражданского общества и мониторинг деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти по развитию институтов гражданского общества.
На реализацию этих мер влияют такие критические факторы, как качество и уровень жизни населения, образ жизни, культурная интеграция общества, состояние институтов прав и свобод, социоструктурная динамика.
Сама дорожная карта гражданского общества представляет собой совокупность показателей развитости гражданского общества. "Мы в промежутке времени с 2010-го по 2020-й годы показываем, каковы именно количественные показатели по участию населения в практиках такого общества, например по показателю доли некоммерческих организаций списочного состава, которые являются функционирующими. Такие показатели для 2010-го года — это наши базовые показатели, собранные во время массовых опросов населения и других исследований. Остальные показатели основываются на экспертных оценках и взаимосвязаны между собой. Например, мы говорим о том, что база гражданского общества в 2010-м году составляет всего 8% россиян, к 2015-му году будет составлять 20% и к 2020-му году — 25% россиян. Учитывая, что ядро социальной базы гражданского общества составляют люди, готовые объединяться, участвовать в деятельности НКО и информированные о них, эти показатели у нас находятся во взаимосвязи с остальными показателями", — сказала докладчица.
Такая карта делает развитие гражданского общества более предсказуемым для различных субъектов.
 

 

Доклады:

Экосистема науки, образования и инноваций Красноярского края: идея, перспективы, проекты






Флагманский университет макрорегиона «Енисейская Сибирь»: перспективы и задачи развития






Город – идея и практика






Становление университетов-лидеров: мировая практика и российская перспектива: аналитический доклад






Россия – Сибирь 2050: глобальные тренды и «окна возможностей»: аналитический доклад






Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: сценарные варианты будущего: аналитический доклад






Siberia and the Far East in XXI Century: Problems and Perspectives of Development: Analytical Report






Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: проблемы и перспективы развития






Возможные миры или создание практики творческого мышления






Будущее Республики Саха (Якутия)






Республика Саха (Якутия) – 2050. Форсайт-исследование






Россия: Восточный вектор






Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития






Красноярск Foresight: образы будущего 2030






Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд






Форсайт Республики Саха (Якутия) – 2050






Судьба континента Сибирь: проблемы развития






Человеческий капитал Красноярского края: Форсайт-исследование – 2030