Становление Форсайта. Первые прецеденты Форсайта
Форсайт (foresight) - относительно новая методология. Этот термин получил широкое распространение несколько лет назад, и, как и для многих других модных концептов, остается не вполне ясным, что же такое Форсайт, чем он отличается от прогнозирования, сценирования, проектирования будущего. (Г.Э. Афанасьев)
Определение Форсайта
В настоящий момент отсутствует единое определение Форсайта. Каждая организация, страна, группа экспертов, занимающиеся Форсайтом, предлагают свое определение, которое подчеркивает и выделяет тот или иной аспект Форсайт-подхода. Ниже представлены различные варианты ответа на вопрос «Что такое Форсайт?», собранные специалистами Форсайт-портала Стра[тег].Ру.
Community Research & Development Information Service (CORDIS)
Форсайт (foresight) включает в себя действия, ориентированные на мышление, обсуждение и очерчивание будущего:
Обдумывать будущее: прогнозирование, оценка технологий, исследования будущего и другие формы Форсайта - это попытка определить долговременные тренды и скоординировать на их основе принятие решений. Форсайт появился в последние годы и наиболее активно применялся в Европе для выделения приоритетов современных исследований на основе базовых сценариев развития науки, технологии, общества и экономики.
Спорить о будущем: Форсайт - это процесс, вовлекающий всех стейкхолдеров: общественные организации, промышленные предприятия, исследовательские центры, неправительственные фонды, и так далее, и так далее. Работа может быть организована на нескольких уровнях: международном, национальном, региональном. Открытая дискуссия между участниками ведется на площадках разного типа, например, в форме экспертной панели.
Очерчивать будущее: цель Форсайта - определение возможного будущего, создание желаемого образа будущего и определение стратегий его достижения. В основном, результаты вовлекаются в общественное принятие решений (как пример можно привести исследование приоритетов деятельности общественных фондов). Но, в тоже время, результаты Форсайта могут помочь всем участникам работ развивать и улучшать их собственные стратегии.
Программа сотрудничества ЮНИДО. UNIDO - United Nations Industrial Development Organization - Организация Объединенных Наций по промышленному развитию.
Форсайт - сценарное прогнозирование социально-экономического развития: возможные варианты развития - экономики, промышленности, общества - в 10-20 летней перспективе.
EU FOREN Guide
Форсайт - это систематический, совместный процесс построения видения будущего, нацеленный на повышение качества принимаемых в настоящий момент решений и ускорение совместных действий. Идеология Форсайта происходит от конвергенции тенденций современных разработок в области политического анализа, стратегического анализа и прогнозирования.
Australian Center For Innovation
Форсайт - это систематическое размышление о будущем и воздействие на будущее.
Американский исследователь Бен Мартин
Форсайт - это систематическая попытка заглянуть в долгосрочное будущее науки, технологии, экономики и общества с целью идентификации зон стратегического исследования и появления родовых Форсайт-технологий, подающих надежды приносить самые крупные экономические и социальные выгоды.
Основная идея Форсайта (от англ. Foresight - предвидение) заключается в определении направлений развития науки, технологии, социальных структур и т.д., которые через 15-20 лет станут ключевыми для мирового прогресса, и будут сверхприбыльными, а страны или корпорации, занявшие лидирующие позиции в этих направлениях, получат значительное преимущество в конкурентной борьбе за мировые рынки и политическое влияние. С точки зрения управления развитием Форсайт обеспечивает базу для принятия решений о сверхдолгосрочных инвестициях на 15-30 лет. Форсайт, как технология определения приоритетов развития, препятствует «распылению» средств и позволяет сосредоточить усилия на организации технологического прорыва в ключевых областях.
Возникновение Форсайта
Анализируя доклад директора Международного Форсайт-центра Высшей школы экономики Александра Соколова, можно получить следующий вариант возникновения и развития Форсайт-подхода.
Понятие Форсайт возникло около 50 лет назад в американской корпорации RAND, где решались задачи определения перспективных военных технологий.
В 1950-е годы, столкнувшись с недостаточностью традиционных прогностических методов (количественные модели, экстраполяция существующих тенденций и т.п.), специалисты RAND разработали метод Делфи, который стал основой многих Форсайт-исследований.
С 1970-х годов технологические Форсайты стали проводиться на национальном уровне. Одними из первых преимущества этого метода новой зарождающейся экономики знаний оценило правительство Японии. Недавно в этой стране были подведены итоги уже восьмого общегосударственного Форсайта. Похожие исследования ведут почти все страны Евросоюза, Китай, недавно к ним присоединилась и Россия.
В 90-е годы Форсайт вышел за рамки науки и технологий и стал широко использоваться для анализа перспективных рынков, а в последнее время в число его применений вошло и прогнозирование социальных процессов, а также формирование инфраструктуры национальных инновационных систем.
Технологическое прогнозирование впервые стало играть заметную роль в конце 50-х годов в оборонном секторе США и в работе консультантов корпорации RAND. Последние отвечали за развитие принципиальных инструментов технологического прогнозирования, такие как опросы по анкетам Делфи и сценарный анализ. В 60-е годы крупномасштабные работы по прогнозированию проводились Военно-морским и Военно-воздушным ведомствами США. Технологическим прогнозированием занимались также частные компании (например, в энергетическом секторе, однако, последующее развитие этих процессов и возникновение нового термина “предвидение” произошло в Японии.
Первые Ф-проекты
Технологическое развитие в Японии
К концу 60-х годов в Японии пришли к выводу, что технологическое прогнозирование представляет собой потенциально полезный политический инструмент, и группа специалистов была командирована в Соединенные Штаты для консультаций с экспертами.
В 1970 году Агентство по науке и технике (STA) предприняло первую попытку долгосрочного (на 30 лет) прогнозирования будущего науки и технологии. Целью было создание холистического обзора всей науки и технологии, чтобы таким образом обеспечить лиц, принимающих решение в общественном и частном секторах основным знанием о долгосрочных тенденциях, необходимым для широкого определения направлений движения.
Несколько тысяч экспертов, представляющих промышленность, университеты и правительственные организации были опрошены методом Делфи о возможных инновациях или технологических разработках, о том, когда они вероятно будут иметь место, их важности и вероятных ограничениях для их реализации.
Результаты первого раунда опроса были синтезированы и направлены вновь экспертам, которые во втором раунде опроса получили возможность подтвердить или модифицировать свои взгляды. С тех пор эти 30-летние прогнозы повторяются приблизительно каждые пять лет до настоящего времени.
Результаты этих опросов использовались в двух основных направлениях: (а) сбора основных данных для планирования исследований и развития (R & D), в частности обзора долгосрочных технологических тенденций и определения важных возникающих технологий; и (б) мониторинга текущего состояния науки и технологии, включая уровень научно-технической деятельности в Японии в сравнении с другими странами, выявляя области, где возникает необходимость в международном сотрудничестве и определяя факторы, сдерживающие технологическое развитие. Результаты использовались для выработки решений Совета по науки и технологии Японии о будущей государственной политике в области науки и технологии. Они также представляли информацию для других государственных министерств и для промышленности.
Технологическое предвидение в Соединенных Штатах
В Соединенных Штатах Министерство обороны продолжает оставаться активным пользователем технологического предвидения. Например, Военно-воздушные силы США провели некоторые из наиболее масштабных и систематических работ по предвидению.
В гражданском секторе одним из основных подходов является обзор отдельных областей науки. В 60-е годы и в начале 70-х годов был проведен ряд таких исследований. В 80-е и 90-е годы такие работы проводились Национальным советом по исследованиям (National Research Council). Во всех этих случаях подход был аналогичным, и большинство работ проводилось большим комитетом, состоящим из выдающихся ученых и нескольких представителей промышленности. Полученные отчеты открывали волнующие научные возможности, имеющиеся в данной области. Однако, за исключением одного ли двух случаев, отчеты воздерживались от указания приоритетов. Они также относительно мало внимания уделяли соображениям “влияния спроса” и почти всегда заканчивались обращением к Федеральному правительству с просьбой удвоить бюджет данной отрасли на ближайшие несколько лет. В результате они оказывали мало влияния на действия Федерального правительства.
До 90-х годов в Соединенных Штатах преобладало мнение, что Федеральному правительству не нужна ясно выраженная технологическая политика; считалось, что страна достаточно богата, чтобы рассчитывать на лидерство во всех областях науки и технологии. Это означало, что спрос на предвидение в государственном секторе был ниже, чем где-либо еще. Однако в конце 80-х годов наметились перемены, как результат возрастающей озабоченности конкурентоспособностью Соединенных Штатов, особенно в отношении Японии. Появилось осознание того, что Соединенные Штаты должны иметь согласованную технологическую политику, что во многом объясняет возросший интерес к предвидению в начале 90-х годов.
Излюбленным подходом к предвидению в Соединенных Штатах в тот период было составление перечня критических технологий (т.е. критических для будущего экономики страны или для национальной безопасности). Министерство обороны провело несколько таких процедур, такие же работы проводились Министерством торговли, Советом по конкурентоспособности и Департаментом по научной и технологической политике. Кроме того, различные промышленные консорциумы (например, аэрокосмические и компьютерных систем) составляли более конкретные перечни критических технологий для своих секторов и часто разрабатывали “дорожные карты”, устанавливая, как каждая из них должна развиваться. Методология этих процедур включала составление длинного первоначального перечня возникающих технологий, определение четких критериев отбора и затем, используя эти критерии, составление короткого перечня (обычно около 10-20) наиболее важных технологий. Эти процедуры вызвали много дискуссий, но подверглись критике за ограниченное использование данных, привлечение относительного небольшого числа специалистов из научных и промышленных кругов и за определение технологий, которые слишком широки для принятия конкретных политических решений.