|  В мае закончена работа над научной монографией «Университеты в меняющемся мире. Поколения университетов. Университет 4.0». Предмет монографии – университет в его сущности и в процессах исторических трансформаций (в прошлом и будущем). В работе удерживается несколько познавательных фокусировок: 1) философско-методологическая – предлагается ряд онтологических конструкций («идея университета», «университет в процессах воспроизводства и развития») и базовая категориальная схема; 2) культурно-историческая – университет понимается как институт общества; анализируются его трансформации в истории; 3) эмпирико-феноменологическая – университет рассматривается как феномен, индивидуальный объект с его уникальной историей успеха; 4) социально-управленческая – обсуждается управление развитием университета; 5) антропопрактическая – университетское образование рассмотрено как практика развития человека.
 В монографии представлены различные подходы к определению «сущности» университета, среди них базовый – понимание университета как формы институциализации мышления, интеллектуального труда (как «сообщества мыслящих», которое должно сохраняться в ядре университета при всех его метаморфозах). Проанализированы несколько концепций поколений (исторических типов) университетов, разработанных разными исследователями. Предложена авторская конструкция четырех поколений университетов и прожект университета нового поколения – Университета 4.0. Рассмотрены особенности мышления, которое формировалось и воспроизводилось в университетах различных поколений, включая гипотезу о мышлении в университете будущего – Университете 4.0.
 Проанализированы существующие концепты лидерства университетов; предложена концепция лидерства современного университета – «университет фронтира». Представлен ряд индивидуальных историй успеха университетов – мировых и национальных лидеров; описаны несколько прецедентов университетов фронтира. Рассмотрены различные вопросы управления развитием университета в логике «строительства» Университета 4.0.
 Монография адресована широкому кругу читателей, включая философов, аналитиков, культурологов, специалистов в области руководства и управления, преподавателей и студентов университетов.
 |