Сотрудниками ЦСИР закончена работа над научной монографией «Университеты в меняющемся мире. Поколения университетов. Университет 4.0»

В мае закончена работа над научной монографией «Университеты в меняющемся мире. Поколения университетов. Университет 4.0». Предмет монографии – университет в его сущности и в процессах исторических трансформаций (в прошлом и будущем).
В работе удерживается несколько познавательных фокусировок: 1) философско-методологическая – предлагается ряд онтологических конструкций («идея университета», «университет в процессах воспроизводства и развития») и базовая категориальная схема; 2) культурно-историческая – университет понимается как институт общества; анализируются его трансформации в истории; 3) эмпирико-феноменологическая – университет рассматривается как феномен, индивидуальный объект с его уникальной историей успеха; 4) социально-управленческая – обсуждается управление развитием университета; 5) антропопрактическая – университетское образование рассмотрено как практика развития человека.
В монографии представлены различные подходы к определению «сущности» университета, среди них базовый – понимание университета как формы институциализации мышления, интеллектуального труда (как «сообщества мыслящих», которое должно сохраняться в ядре университета при всех его метаморфозах). Проанализированы несколько концепций поколений (исторических типов) университетов, разработанных разными исследователями. Предложена авторская конструкция четырех поколений университетов и прожект университета нового поколения – Университета 4.0. Рассмотрены особенности мышления, которое формировалось и воспроизводилось в университетах различных поколений, включая гипотезу о мышлении в университете будущего – Университете 4.0.
Проанализированы существующие концепты лидерства университетов; предложена концепция лидерства современного университета – «университет фронтира». Представлен ряд индивидуальных историй успеха университетов – мировых и национальных лидеров; описаны несколько прецедентов университетов фронтира. Рассмотрены различные вопросы управления развитием университета в логике «строительства» Университета 4.0.
Монография адресована широкому кругу читателей, включая философов, аналитиков, культурологов, специалистов в области руководства и управления, преподавателей и студентов университетов.

Доклады:

Экосистема науки, образования и инноваций Красноярского края: идея, перспективы, проекты






Флагманский университет макрорегиона «Енисейская Сибирь»: перспективы и задачи развития






Город – идея и практика






Становление университетов-лидеров: мировая практика и российская перспектива: аналитический доклад






Россия – Сибирь 2050: глобальные тренды и «окна возможностей»: аналитический доклад






Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: сценарные варианты будущего: аналитический доклад






Siberia and the Far East in XXI Century: Problems and Perspectives of Development: Analytical Report






Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: проблемы и перспективы развития






Возможные миры или создание практики творческого мышления






Будущее Республики Саха (Якутия)






Республика Саха (Якутия) – 2050. Форсайт-исследование






Россия: Восточный вектор






Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития






Красноярск Foresight: образы будущего 2030






Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд






Форсайт Республики Саха (Якутия) – 2050






Судьба континента Сибирь: проблемы развития






Человеческий капитал Красноярского края: Форсайт-исследование – 2030