Сотрудниками ЦСИР проводится научно-исследовательская работа по совершенствованию государственной политики Российской Федерации в области высшей школы

В начале марта по заказу Автономной некоммерческой организации «Сибирский институт экономики роста имени П.А. Столыпина» и Фонда стратегических исследований «Сибирский клуб» Центром стратегических исследований и разработок начато выполнение научно-исследовательской работы по анализу вклада университетов в развитие сибирских регионов и выделение особенностей развития (историй успеха) ведущих университетов Сибири.
Исследование включает в себя выделение / определение ведущих университетов Сибири, анализ их «историй успеха», изучение вклада университетов в социально-экономическое развитие сибирских регионов, требует особой работы по определению рамок, задач и методов исследования. В данном исследовании задействованы три рамки, каждая из которых определяет исследовательские вопросы и «вырезает» некоторую действительность – концепты и модели, феномены, кейсы, статистические данные, имеющие отношение к этим вопросам.

Первая рамка исследования – историческая и глобальная; сибирские университеты должны рассматриваться в контексте более широкого процесса становления ряда исторических типов (поколений) университетов и в контексте рождения «университета будущего». В качестве методов исследования моделей лидерства и историй успеха ведущих университетов используются методы концептуально-теоретического анализа научных публикаций и эмпирического анализа материалов публикаций, отчетов и сайтов университетов.

Вторая рамка – региональная. Текущую «работу» университетов и их перспективы можно понять, если проанализировать особенности социально-экономической ситуации регионов присутствия университетов; при этом важно обозначить вызовы и проблемы, с которыми сталкиваются регионы. Также в региональной рамке проводится анализ особенностей систем высшего образования в различных регионах и особенностей вклада университетов в их социально-экономическое развитие. Для этого используются методы анализа статистических данных и конструируются специальные показатели, позволяющие оценить вклад университетов в социально-экономическое развитие регионов.

Третья рамка – «индивидуальная», она фокусирует исследование на отдельных университетах. Задачей становится выявление лидеров среди сибирских университетов, описание профиля их деятельности и факторов успеха. Для этого используются методы построения и анализа специальных карт (на основе статистических данных). Далее проводится концептуальный анализ деятельности ведущих университетов Сибири на основе текстов их стратегий и программ развития, отчетов о самообследовании, научных публикаций и материалов с сайтов университетов.

Результаты исследования могут быть применены для совершенствования государственной политики Российской Федерации в области высшей школы, направленной на повышение роли университетов в развитии региональных социально-экономических экосистем.

Доклады:

Экосистема науки, образования и инноваций Красноярского края: идея, перспективы, проекты






Флагманский университет макрорегиона «Енисейская Сибирь»: перспективы и задачи развития






Город – идея и практика






Становление университетов-лидеров: мировая практика и российская перспектива: аналитический доклад






Россия – Сибирь 2050: глобальные тренды и «окна возможностей»: аналитический доклад






Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: сценарные варианты будущего: аналитический доклад






Siberia and the Far East in XXI Century: Problems and Perspectives of Development: Analytical Report






Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: проблемы и перспективы развития






Возможные миры или создание практики творческого мышления






Будущее Республики Саха (Якутия)






Республика Саха (Якутия) – 2050. Форсайт-исследование






Россия: Восточный вектор






Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития






Красноярск Foresight: образы будущего 2030






Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд






Форсайт Республики Саха (Якутия) – 2050






Судьба континента Сибирь: проблемы развития






Человеческий капитал Красноярского края: Форсайт-исследование – 2030