10 августа, 2024 г. |
В Журнале Сибирского федерального университета (Коллекция: Гуманитарные науки. Humanities & Social Sciences. 2024 г. 17 (8)) опубликована статья «Университет 4.0: какое мышление будет культивироваться в будущем?» (Часть 1), подготовленная сотрудниками ЦСИР СФУ: директором центра Валерием Ефимовым и ведущим специалистом центра Аллой Лаптевой. В статье рассмотрены особенности типов мышления, которые рождались и воспроизводились в университетах разных поколений (университет в доиндустриальном обществе – схоластический, индустриальном – исследовательский, постиндустриальном – предпринимательский). Мышление в Университете 2.0: предметность – Природа (объекты, процессы, законы); способ – построение моделей, создание идеальных объектов, мысленное экспериментирование, выдвижение гипотез; направленность – создание теорий (онтологии природы), постановка задач для наблюдений и экспериментов, создание оснований для производственных технологий и конструкций (базиса индустриальной цивилизации). Мышление в Университете 4.0: предметность – Мир мышления и практик (субъекты, принципы, нормы, основания и границы различных мышлений и практик); способ – методологическая рефлексия, полагание и преобразование оснований мышлений и практик; направленность – создание конструкций и технологий работы коллективных и гибридных интеллектов (базиса когнитивной цивилизации), новых способов и средств мышления, социальных отношений и институтов, новых социально-антропологических практик. Обосновывается гипотеза: университет будущего (когнитивной цивилизации) будет культивировать методологическое мышление («мышление о мышлении»), его ключевой задачей будет формирование коллективных и гибридных (с участием AI) интеллектов, разработка технологий их работы. Он будет обеспечивать генерацию новой повестки для общества, создание замыслов и прецедентов новых практик. В первой части статьи представлены базовые концепты исследования и характеристики типов мышления, которые порождались и воспроизводились университетами первого и второго поколений. Текст статьи размещен на сайте Электронной библиотеки СФУ . |