Опубликована статья «Университет 4.0: какое мышление будет культивироваться в будущем?»

В Журнале Сибирского федерального университета (Коллекция: Гуманитарные науки. Humanities & Social Sciences. 2024 г. 17 (8)) опубликована статья «Университет 4.0: какое мышление будет культивироваться в будущем?» (Часть 1), подготовленная сотрудниками ЦСИР СФУ: директором центра Валерием Ефимовым и ведущим специалистом центра Аллой Лаптевой.

В статье рассмотрены особенности типов мышления, которые рождались и воспроизводились в университетах разных поколений (университет в доиндустриальном обществе – схоластический, индустриальном – исследовательский, постиндустриальном – предпринимательский).
Мышление в Университете 1.0: предметность – Божественный порядок, его метафизические основания; способ – полагание мысленных сущностей, построение рассуждений; направленность – понимание авторитетных текстов и создание непротиворечивого учения (общего поля смыслов).

Мышление в Университете 2.0: предметность – Природа (объекты, процессы, законы); способ – построение моделей, создание идеальных объектов, мысленное экспериментирование, выдвижение гипотез; направленность – создание теорий (онтологии природы), постановка задач для наблюдений и экспериментов, создание оснований для производственных технологий и конструкций (базиса индустриальной цивилизации).
Мышление в Университете 3.0: предметность – Мир деятельности (субъекты, активности, технологии, среды, возможности); способ – анализ возможностей на основе полипредметных моделей, замысливание инноваций; направленность – создание предпринимательских схем, конфигурирующих деятельность участников инновации, создание оснований для новых социально-производственных практик.

Мышление в Университете 4.0: предметность – Мир мышления и практик (субъекты, принципы, нормы, основания и границы различных мышлений и практик); способ – методологическая рефлексия, полагание и преобразование оснований мышлений и практик; направленность – создание конструкций и технологий работы коллективных и гибридных интеллектов (базиса когнитивной цивилизации), новых способов и средств мышления, социальных отношений и институтов, новых социально-антропологических практик.

Обосновывается гипотеза: университет будущего (когнитивной цивилизации) будет культивировать методологическое мышление («мышление о мышлении»), его ключевой задачей будет формирование коллективных и гибридных (с участием AI) интеллектов, разработка технологий их работы. Он будет обеспечивать генерацию новой повестки для общества, создание замыслов и прецедентов новых практик.

В первой части статьи представлены базовые концепты исследования и характеристики типов мышления, которые порождались и воспроизводились университетами первого и второго поколений.

Текст статьи размещен на сайте Электронной библиотеки СФУ .

Доклады:

Экосистема науки, образования и инноваций Красноярского края: идея, перспективы, проекты






Флагманский университет макрорегиона «Енисейская Сибирь»: перспективы и задачи развития






Город – идея и практика






Становление университетов-лидеров: мировая практика и российская перспектива: аналитический доклад






Россия – Сибирь 2050: глобальные тренды и «окна возможностей»: аналитический доклад






Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: сценарные варианты будущего: аналитический доклад






Siberia and the Far East in XXI Century: Problems and Perspectives of Development: Analytical Report






Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: проблемы и перспективы развития






Возможные миры или создание практики творческого мышления






Будущее Республики Саха (Якутия)






Республика Саха (Якутия) – 2050. Форсайт-исследование






Россия: Восточный вектор






Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития






Красноярск Foresight: образы будущего 2030






Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд






Форсайт Республики Саха (Якутия) – 2050






Судьба континента Сибирь: проблемы развития






Человеческий капитал Красноярского края: Форсайт-исследование – 2030