Ефимов В.С.: Размышления по итогам X Международной конференции исследователей высшего образования «Вклад высшего образования в развитие общества и экономики: глобальные, национальные и региональные вызовы»

Основные итоги 10-й Международная конференция исследователей высшего образования «Вклад высшего образования в развитие общества и экономики: глобальные, национальные и региональные вызовы». НИУ ВШЭ, 23-25.20.2019
Прежде, чем говорить о главных смыслах конференции, нужно поблагодарить Исака Фрумина и весь коллектив организаторов за возможность встречи с ведущими мировыми экспертами в области развития высшего образования. Прошедшая конференции – это результат 10-летней тяжелой работы – это не просто. Я помню первые конференции, когда приезжали исследователи и руководители колледжей и университетов – делились своим в общем простым опытом. Сейчас это звездные доклады.
Ключевые тезисы по итогам конференции.
Тезис 1.
Существующие подходы и модели оценки вклада университетов в развитие экономики не работают : рост ВВП, человеческого капитала, сложности экономики не связаны с ростом высшего образования – Саймон Марджинсон (Оксфордский университет, Великобритания); Татьяна Клячко (РАНХиГС, Россия).
Вклад университетов в развитие не может быть понят в узкоэкономической рамке. Нужны новые подходы, модели и процедуры оценки роли и вкладов университетов.
Фактически речь идет о проблематизации доминирующего в настоящее время прагматического (экономического) подхода к пониманию и оценке деятельности университетов.
Тезис 2.
Университеты – ключевые акторы в строительстве нации – Митчелл Стивенс (Стэнфордский университет, США). Митчелл показал, что создание колледжей а потом университетов общинами американских переселенцев, а потом штатов происходило как акт самоутверждения местного сообщества.
Американские университеты являлись суверенными и играли роль особых институтов – «медиаторов», которые одновременно задавали границы и связывали государство, гражданское общество, рынок, индивидуального человека. В России можно выделить два периода, в которые университеты наиболее явным образом способствовали становлению нации – дореволюционный и период индустриализации.
Университет создает общественное благо – общедоступные знания, картину мира, культурные ценности, общее поле смыслов и возможность понимания и коммуникации разных элементов общества. Также он создает возможности для других субъектов генерировать общественное благо.
В ситуации жесткого нормативного и финансового доминирования государства университеты утрачивают свои свободы и превращаются в простые инструменты государства: проведение исследований, подготовка квалифицированных кадров и др.
Тезис 3.
Бурный рост университетов и стремительный рост числа студентов определялся не столько потребностями экономики, сколько распространением в послевоенный период по всему миру идеи либерализма: «свободы человека», «прав человека», «позиции актора» – Джон Мейер (Стэнфордский университет, США).
Все остальные влияния проявлялись лишь как слабые эффекты. Масштабное расширение гуманитарных наук, факультетов и кафедр было связано с ростом значимости идей развития человека и общества.
Тезис 4.
Университет необходимо рассматривать как самоценную форму организации жизни и активности людей, среду развития личности, среду концентрации интеллекта –Валерий Ефимов (СФУ, Россия).
С самого начала истории университетов они складывались как сообщества умных людей, как «интеллектуальное братство». Интеллектуальное существование невозможно вне сообщества, вне диалога, «умных вопросов и умных ответов». Высшие горизонты» в структуре личности, связанные с мышлением и рефлексией, с волей как интеграцией человеком своей активности для реализации ценностей, формируются именно внутри «умных сообществ», где участники провоцируют и поддерживают интеллектуальный и личностный рост друг друга.
Непродуктивно задавать приоритет экономической (или какой-либо другой) «отдачи» университетов. Требования эффективной научной, культурной, образовательной и иной работы остаются, но как задающее ориентиры, метрики для образования и развития индивидуальных людей.
Следующее поколение университетов – Университет 4.0, будет преодолевать ограничения «прагматической традиции» и расширять свои возможности для развития человека и общества. Будет работать над снятием барьеров и ограничений и создавать новые возможности для всех.

Доклады:

Экосистема науки, образования и инноваций Красноярского края: идея, перспективы, проекты






Флагманский университет макрорегиона «Енисейская Сибирь»: перспективы и задачи развития






Город – идея и практика






Становление университетов-лидеров: мировая практика и российская перспектива: аналитический доклад






Россия – Сибирь 2050: глобальные тренды и «окна возможностей»: аналитический доклад






Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: сценарные варианты будущего: аналитический доклад






Siberia and the Far East in XXI Century: Problems and Perspectives of Development: Analytical Report






Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: проблемы и перспективы развития






Возможные миры или создание практики творческого мышления






Будущее Республики Саха (Якутия)






Республика Саха (Якутия) – 2050. Форсайт-исследование






Россия: Восточный вектор






Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития






Красноярск Foresight: образы будущего 2030






Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд






Форсайт Республики Саха (Якутия) – 2050






Судьба континента Сибирь: проблемы развития






Человеческий капитал Красноярского края: Форсайт-исследование – 2030