Участие в проекте

Сотрудники ЦСИР принимают участие в разработке и реализации проекта «Региональная «интеллектуальная экосистема» (R&D, образование, инновации) Красноярского края: научно-методологический анализ новых возможностей исследовательской, образовательной, инновационной деятельности в условиях цифрового мира; разработка системной модели «интеллектуальной экосистемы» региона; создание действующей цифровой платформы как основы данной экосистемы».
Директор ЦСИР В.С. Ефимов стал руководителем проекта, а специалисты ЦСИР А.В. Лаптева и О.В. Иванова вошли в состав разработчиков проекта.
Проект рассчитан на 2 года. В рамках проекта предполагается решить три связанные между собой научные задачи: 1) провести исследования и разработать теоретико-понятийную модель региональной «интеллектуальной экосистемы» науки, образования и инноваций как системы деятельностей (в рамках деятельностного подхода); 2) провести исследования и разработать модель цифровой платформы как основы региональной «интеллектуальной экосистемы» научной, образовательной и инновационной деятельностей; 3) создать действующую цифровую платформу для региональной «интеллектуальной экосистемы» как системы деятельностей.
Актуальность этих задач диктуется происходящей в XXI веке цифровой революцией и формирующейся цифровой экономикой. Создаются новые возможности для глубокого переформатирования научной, образовательной, инновационной деятельности: на основе цифровых технологий радикально преобразуются процессы коммуникации и коллективной интеллектуальной работы, возрастает их продуктивность и снижаются коммуникационные издержки. Значительные изменения происходят в важнейших сферах человеческой деятельности, обеспечивающих процессы общественного развития – управлении, научных исследованиях и инновационных разработках, профессиональном образовании, социокультурных инициативах и др.

Цифровые платформы становятся технологической базой для выстраивания и поддержки коммуникаций и коллабораций между всеми ключевыми субъектами и стейкхолдерами научно-образовательных комплексов (университетами и другими вузами, академическими институтами, внеинституциональными группами и сообществами, бизнес-компаниями, органами власти, организациями инновационной инфраструктуры), и в дальнейшем – для формирования региональных научно-образовательных и инновационных экосистем.
Актуальными являются разработка методологических, научно-теоретических оснований (моделей и концептов) и практических рекомендаций по созданию региональной «интеллектуальной экосистемы» (экосистемы науки, образования и инноваций) – как системы деятельностей; исследования особенностей ее формирования и функционирования в условиях «цифрового мира». Научной базой для управления становлением и развитием таких экосистем должны стать междисциплинарные исследования и разработки в области систем управления, социологии интеллектуальных процессов, научной, образовательной, инновационной деятельности с использованием методов системного анализа, социологических исследований, методов математико-статистического анализа, технологий форсайта, методов организационно-деятельностного проектирования.
Научная новизна проекта связана с задачей создания системной модели процессов формирования и функционирования региональной научно-образовательной и инновационной экосистемы (в парадигме "цифрового мира") на примере Красноярского края и создания действующей цифровой платформы, обеспечивающей формирование и функционирование данной экосистемы.

Значимой для регионов прикладной задачей является создание действующей цифровой платформы региональной «интеллектуальной экосистемы», которая позволит существенно повысить продуктивность и снизить издержки научной, образовательной и инновационной деятельности. Важной является практическая апробация цифровой платформы «интеллектуальной экосистемы» с учетом потребностей пользователей и учетом социально-экономической и культурной специфики региона.

Красноярский край является перспективной площадкой формирования региональной научно-образовательной и инновационной экосистемы на базе цифровой платформы: это один из крупнейших субъектов Российской федерации, на территории которого действуют 10 государственных вузов и 1 негосударственный, 10 научных институтов и организаций Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» (ФИЦ КНЦ СО РАН), сеть учреждений инновационной инфраструктуры; численность студентов составляет свыше 100 тыс. чел., численность специалистов, занятых в науке и высшем образовании – более 7000 чел. В настоящее время правительством Красноярского края ставится задача модернизации научно-образовательного комплекса региона и формирования региональной экосистемы науки, образования и инноваций (с дальнейшим масштабированием на макрорегион «Енисейская Сибирь», включающий Красноярский край, Республику Хакасию и Республику Тыву). «Интегратором» процессов формирования экосистемы и ключевым субъектом цифровой платформы может стать Сибирский федеральный университет.

Доклады:

Становление университетов-лидеров: мировая практика и российская перспектива: аналитический доклад






Россия – Сибирь 2050: глобальные тренды и «окна возможностей»: аналитический доклад






Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: сценарные варианты будущего: аналитический доклад






Siberia and the Far East in XXI Century: Problems and Perspectives of Development: Analytical Report






Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: проблемы и перспективы развития






Возможные миры или создание практики творческого мышления






Будущее Республики Саха (Якутия)






Республика Саха (Якутия) – 2050. Форсайт-исследование






Россия: Восточный вектор






Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития






Красноярск Foresight: образы будущего 2030






Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд






Форсайт Республики Саха (Якутия) – 2050






Судьба континента Сибирь: проблемы развития






Человеческий капитал Красноярского края: Форсайт-исследование – 2030