На состоявшемся 12-14 апреля 15 Красноярском экономическом форуме вниманию его участников был представлен аналитический доклад «Становление университетов-лидеров: мировая практика и российская перспектива». Доклад подготовлен Центром стратегических исследований и разработок Сибирского федерального университета . Директор ЦСИР Ефимов В.С. выступил научным редактором доклада.
Обсуждаемые в докладе вопросы о лидерстве университетов принципиально важны для России в ситуации острой политической и экономической конкуренции, определяющей перспективы ее успешного существования в XXI веке. Университет-лидер является ведущим не только в своей сфере деятельности – в области науки и образования, он оказывает мощное влияние на развитие города, региона, страны, которым принадлежит.
Рассмотрен феномен лидерства современных университетов. Предложены концепты: «Университет 4.0» – университет нового поколения; «университет фронтира», воплощающий предельную форму лидерства университета по отношению к другим когнитивным институтам и обществу в целом.
Представлены истории успеха нескольких ведущих университетов в разных странах мира (США, Китай, Индия, Южная Корея, Россия). Показано, что университеты становятся лидерами, если им удается «поймать волну изменений», которая охватывает страну или регион в определенный период их истории: университет использует энергетику этой волны и сам становится драйвером изменений.
Анализируются варианты взаимоотношений государства и университетов: высокая автономия и субъектность университетов («университеты сообществ»); университеты как инструмент государственной политики развития; университеты – плацдармы будущего в настоящем для общества и государства.
Рассматриваются перспективы Сибирского федерального университета как флагманского университета макрорегиона «Енисейская Сибирь» и обосновывается актуальность создания Ассоциации ведущих университетов Сибири – «Лиги кедра».
Текст доклада размещен на сайте Центра стратегических исследований и разработок СФУ «Форсайт» в разделе "Аналитические доклады".
|