В октябре–ноябре 2017 прошел Второй Делфи-опрос экспертов «Университеты в условиях постиндустриального перехода и цифровой революции». Опрос проводился Центром стратегических исследований и разработок Сибирского федерального университета и Журналом «Университетское управление: практика и анализ» (Екатеринбург) при поддержке Северо-Восточным федеральным университетом (Якутск).
Опрос посвящен исследованию перспектив развития университетов в условиях постиндустриального перехода, цифровой и когнитивной революций. Горизонт времени для обсуждения происходящих изменений и управления развитием университетов – до 2025–2035 гг.
Вопросы анкеты разбиты на четыре раздела:
- Будущее университетов – глобальный контекст
Будущее университетов и высшей школы в целом определяется глобальными экономическими, социальными, демографическими, культурными процессами. В качестве ключевых тенденций (трендов) XXI столетия обсуждаются: продолжение экономической и культурной глобализации, технологическая революция, цифровая революция, переход от индустрии к сверх-индустрии, «антропологический сдвиг» (изменение идентичности, самосознания, образа жизни человека) и др.
- Будущее высшей школы в россии: сценарии, миссия, функции
Будущее высшей школы во многом определяется сценариями социально-экономического развития страны. Изменяющееся общество формирует новые требования к высшей школе как социальному институту – следовательно, будут меняться миссия и функции высшей школы.
Вопросы этого раздела касались данных аспектов будущего высшей школы в России.
- Развитие университетов: модели развития, инвестиции в развитие
Развитие – это развертывание новых функций университетов, востребованных в условиях постиндустриального перехода и цифровой революции.
Модель развития университета – представление о базовых процессах и структуре, ключевых акторах и основных ресурсах университета; пакет ключевых целей, задач, механизмов и инструментов развития, обеспечивающих изменение университета и выполнение им новых функций в обществе.
Инвестиции в развитие – это вложение финансовых средств, предоставление инфраструктуры, места в информационном пространстве, статусная и имиджевая поддержка, затраты времени руководителей и сотрудников.
- Меры государственной политики
Для успешного развития высшей школы в России важно понимать эффективность проводимой государственной политики в области образования, науки и инноваций и формулировать новые предложения для достижения лучших результатов.
В вопросах этого раздела предлагалось оценить значимость реализуемых или предложенных в экспертных интервью мер государственной политики и дополнить их своими предложениями.
К участию в опросе были приглашены сотрудники федеральных университетов, научно-исследовательских университетов, других ведущих вузов Российской Федерации – всего представлено 90 организаций. Территориальный состав экспертов охватывает все регионы России от ее европейской части до Сибири и Дальнего Востока.
В опросе приняли участие 1471 эксперт. Подавляющее большинство экспертов являются деятелями науки и образования. Небольшая часть из них совмещают научную и образовательную деятельность с бизнесом (15 экспертов) или с деятельностью в сфере государственного, муниципального управления (35 экспертов). В качестве представителей бизнеса себя указали 6 экспертов. Сферу деятельности «Государственное, муниципальное управление» указали 2 эксперта.
Эксперты представлены четырьмя возрастными группами:
• до 35 лет – 24,2 % респондентов,
• 36-50 лет - 36,1 % респондентов,
• 51-65 лет – 23,6 % респондентов,
• более 65 лет – 16,1 % респондентов.
В составе экспертов 47 % мужчин и 53 % женщин.
Результаты опроса планируется разместить на сайте СФУ в открытом доступе.
|