Участие В. С. Ефимова в VIII Международной конференции "Университеты, меняющие себя и мир"

Директор Центра стратегических исследований и разработок СФУ Валерий Сергеевич Ефимов принял участие в VIII Международной конференции исследователей высшего образования "Университеты, меняющие себя и мир". Конференция проходила в Москве 19 - 21 октября в НИУ ВШЭ и была посвящена вопросам развития университетов в меняющейся среде.
Университет сегодня – это не просто пассивно реагирующий на внешние вызовы объект, но и источник нового, для которого ускоренное развитие является внутренней задачей. Дискуссии, сессии и доклады ключевых спикеров конференции были построены вокруг следующих тем:
• Новые формы университетского образования
• Интеграция новых образовательных технологий в учебный процесс
• Последствия изменений для академической профессии
• Студенты в меняющемся университете: восприятие последствий
• Новые организационные формы, структуры, процессы в университетах
• Агенты ускоренного развития в университете: кто они?
• Взаимодействие университета с внешней средой, роль в развитии регионов
Валерий Сергеевич выступил на секционном заседании «Философия высшего образования» с презентацией «Современный университет – от метафор к концептуальной модели (деятельностный, социальный, антропологический аспекты)».
В презентация рассматривались вопросы построения системной концептуальной модели современного университета как социального института, обеспечивающего воспроизводство систем деятельности, форм и содержания социальности, типов и характеристик человека.
Было отмечено, что деятельность университета как социального института необходимо рассматривать через его включенность в процессы общественного воспроизводства (существующего) и процесс производства (нового). Общественные трансформации, к которым относится постиндустриальный (фазовый) переход, включают в себя: изменение производственно-экономической деятельности человека; трансформации культурных норм и социальных институтов; изменения форм активности, сознания и идентичности человека.
В качестве концептуальной модели университета была предложена модусная модель, в которой существование университета рассматривается в трех модусах: «деятельностном», «социальном», «антропологическом». Такая модель позволяет увидеть существование университета системным образом, определить каким образом университет участвует в воспроизводстве современных видов деятельности и мышления; какие формы общности и институции поддерживает; на воспроизводство какого образа и типа человека ориентирован.
Предложенная модель позволит провести ревизию существующих метафорических представления университета («классический университет», «исследовательский университет», «предпринимательский университет» и др.) и предложит системную типологию университетов.

Доклады:

Экосистема науки, образования и инноваций Красноярского края: идея, перспективы, проекты






Флагманский университет макрорегиона «Енисейская Сибирь»: перспективы и задачи развития






Город – идея и практика






Становление университетов-лидеров: мировая практика и российская перспектива: аналитический доклад






Россия – Сибирь 2050: глобальные тренды и «окна возможностей»: аналитический доклад






Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: сценарные варианты будущего: аналитический доклад






Siberia and the Far East in XXI Century: Problems and Perspectives of Development: Analytical Report






Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: проблемы и перспективы развития






Возможные миры или создание практики творческого мышления






Будущее Республики Саха (Якутия)






Республика Саха (Якутия) – 2050. Форсайт-исследование






Россия: Восточный вектор






Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития






Красноярск Foresight: образы будущего 2030






Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд






Форсайт Республики Саха (Якутия) – 2050






Судьба континента Сибирь: проблемы развития






Человеческий капитал Красноярского края: Форсайт-исследование – 2030