Директор ЦСИР, Валерий Ефимов, принял участие в III Международном образовательном форуме «Алтай-Азия» с докладом «Университет 4.0: концептуальные рамки для строительства университета будущего».
Валерий Ефимов подчеркнул, что в период с 1990-2015 гг. Россия вошла в волну глубинных технологических и социальных перемен:
• Цифровая революция – массовое использование цифровой техники, персональные компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны, фотоаппараты, цифровое видео и звук
• Коммуникативная революция – сотовая связь, широкополосный интернет, социальные сети, GPS навигация
• Революция потребления – торговые сети, супермаркеты и торгово-развлекательные центры, фитнес-центры, символическое и гламурное потребление
• Новое мироустройство – разрушение социалистического лагеря и СССР, переход к однополярному миру
• Социальная революция – переход от социалистического общества к капиталистическому.
В докладе были обозначены способы, как можно думать про будущее, в том числе, мыслить будущее не как «продолженное настоящее» в рамках существующих долгосрочных трендов, но как новую «пересборку мира». А так же обсуждать динамику современного мира на языке: «смены технологических укладов», «фазовых переходов», «антропологической революции», «становления информационного общества» и др.; рассматривать социальные изменения на языке «трансформации» – как кризис и деструкцию одного социокультурного целого с одновременным рождением и развертыванием другого.
В ходе выступления были рассмотрены фазовые трансформации университета в разные исторические периоды и выделены следующие типы университетов: Университет 1.0 – Доиндустриальная фаза; Университет 2.0 – Индустриальная фаза; Университет 3.0 – Постиндустриальная фаза; Университет 4.0 – Когнитивная фаза.
В рамках доклада были описаны изменения в различных сферах жизни и деятельности общества, такие как трансформация систем деятельности (технологии и социально-организационные формы), трансформация экономики, коммуникаций, культуры и отношения человека к культуре, трансформация человека и социальности (общности, отношения, институты).
Для того чтобы описать университет в логике фазовых трансформаций, необходимо рассматривать университет как социальный институт, обеспечивающий процессы «производства», «воспроизводства»:
• рациональной (научной) картины мира;
• культуры научного мышления и коммуникации;
• сообщества интеллектуалов;
• оснований для деятельностей – смыслов, целей, знаний, принципов технологий;
• позиции университета в обществе, системы отношений университета с внешним миром;
• тип человека – идентичность, активность, сознание.
По словам Валерия Ефимова фазы общественного развития, фазовые переходы и трансформацию университетов необходимо рассматривать в системе категорий «деятельностное – социальное – антропологическое». Таким образом Университет:
• в деятельностном измерении – обеспечивает воспроизводство деятельностей за счет образования; служит площадкой реализации сложных деятельностей (исследовательской, образовательной, проектной, инновационной, экспертной и др.); служит площадкой создания новых деятельностей и перехода к развертыванию новых практик;
• в социальном измерении – является «органом» социума, обеспечивает воспроизводство социальных норм и отношений, разнообразных форм коммуникации, социальной структуры через воспроизводство элит, воспроизводство интеллектуалов;
• в антропологическом измерении – воспроизводит человека через передачу систем ценностей, пакетов знаний, картины мира, идеологии; формирование компетенций, социализацию; является пространством свободы, в котором строятся и опробуются в «экспериментальном» режиме новые образы человека, новые формы и структуры персональной жизни.
Университет фронтира, как лидер новой фазы общественного развития и становящегося технологического уклада:
1) преодолевает устаревшую картину мира, методы и формы мышления, коммуникации, деятельности; технологии и формы образования; институциональные формы организации науки и образования;
2) полагает новую картину мира, методы и формы мышления, коммуникации, деятельности; технологии и формы образования; институциональные формы организации науки и образования;
3) разворачивает производство новых знаний, производство интеллектуалов с новыми пакетами компетенций, создание новых социальных и гуманитарных практик.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках научно-исследовательского проекта «Университеты в ситуации постиндустриального перехода: новые функции и модели развития» (проект №16-16-24011) . |