Университет 4.0: концептуальные рамки для строительства университета будущего

Директор ЦСИР, Валерий Ефимов, принял участие в III Международном образовательном форуме «Алтай-Азия» с докладом «Университет 4.0: концептуальные рамки для строительства университета будущего».

Валерий Ефимов подчеркнул, что в период с 1990-2015 гг. Россия вошла в волну глубинных технологических и социальных перемен:

Цифровая революция – массовое использование цифровой техники, персональные компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны, фотоаппараты, цифровое видео и звук

Коммуникативная революция – сотовая связь, широкополосный интернет, социальные сети, GPS навигация

Революция потребления – торговые сети, супермаркеты и торгово-развлекательные центры, фитнес-центры, символическое и гламурное потребление

Новое мироустройство – разрушение социалистического лагеря и СССР, переход к однополярному миру

Социальная революция – переход от социалистического общества к капиталистическому.

В докладе были обозначены способы, как можно думать про будущее, в том числе, мыслить будущее не как «продолженное настоящее» в рамках существующих долгосрочных трендов, но как новую «пересборку мира». А так же обсуждать динамику современного мира на языке: «смены технологических укладов», «фазовых переходов», «антропологической революции», «становления информационного общества» и др.; рассматривать социальные изменения на языке «трансформации» – как кризис и деструкцию одного социокультурного целого с одновременным рождением и развертыванием другого.

В ходе выступления были рассмотрены фазовые трансформации университета в разные исторические периоды и выделены следующие типы университетов: Университет 1.0 – Доиндустриальная фаза; Университет 2.0 – Индустриальная фаза; Университет 3.0 – Постиндустриальная фаза; Университет 4.0 – Когнитивная фаза.

В рамках доклада были описаны изменения в различных сферах жизни и деятельности общества, такие как трансформация систем деятельности (технологии и социально-организационные формы), трансформация экономики, коммуникаций, культуры и отношения человека к культуре, трансформация человека и социальности (общности, отношения, институты).

Для того чтобы описать университет в логике фазовых трансформаций, необходимо рассматривать университет как социальный институт, обеспечивающий процессы «производства», «воспроизводства»:

• рациональной (научной) картины мира;

• культуры научного мышления и коммуникации;

• сообщества интеллектуалов;

• оснований для деятельностей – смыслов, целей, знаний, принципов технологий;

• позиции университета в обществе, системы отношений университета с внешним миром;

• тип человека – идентичность, активность, сознание.

По словам Валерия Ефимова фазы общественного развития, фазовые переходы и трансформацию университетов необходимо рассматривать в системе категорий «деятельностное – социальное – антропологическое». Таким образом Университет:

в деятельностном измерении – обеспечивает воспроизводство деятельностей за счет образования; служит площадкой реализации сложных деятельностей (исследовательской, образовательной, проектной, инновационной, экспертной и др.); служит площадкой создания новых деятельностей и перехода к развертыванию новых практик;

в социальном измерении – является «органом» социума, обеспечивает воспроизводство социальных норм и отношений, разнообразных форм коммуникации, социальной структуры через воспроизводство элит, воспроизводство интеллектуалов;

в антропологическом измерении – воспроизводит человека через передачу систем ценностей, пакетов знаний, картины мира, идеологии; формирование компетенций, социализацию; является пространством свободы, в котором строятся и опробуются в «экспериментальном» режиме новые образы человека, новые формы и структуры персональной жизни.

Университет фронтира, как лидер новой фазы общественного развития и становящегося технологического уклада:

1) преодолевает устаревшую картину мира, методы и формы мышления, коммуникации, деятельности; технологии и формы образования; институциональные формы организации науки и образования;

2) полагает новую картину мира, методы и формы мышления, коммуникации, деятельности; технологии и формы образования; институциональные формы организации науки и образования;

3) разворачивает производство новых знаний, производство интеллектуалов с новыми пакетами компетенций, создание новых социальных и гуманитарных практик.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках научно-исследовательского проекта «Университеты в ситуации постиндустриального перехода: новые функции и модели развития» (проект №16-16-24011) .

Доклады:

Экосистема науки, образования и инноваций Красноярского края: идея, перспективы, проекты






Флагманский университет макрорегиона «Енисейская Сибирь»: перспективы и задачи развития






Город – идея и практика






Становление университетов-лидеров: мировая практика и российская перспектива: аналитический доклад






Россия – Сибирь 2050: глобальные тренды и «окна возможностей»: аналитический доклад






Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: сценарные варианты будущего: аналитический доклад






Siberia and the Far East in XXI Century: Problems and Perspectives of Development: Analytical Report






Сибирь и Дальний Восток в XXI веке: проблемы и перспективы развития






Возможные миры или создание практики творческого мышления






Будущее Республики Саха (Якутия)






Республика Саха (Якутия) – 2050. Форсайт-исследование






Россия: Восточный вектор






Макрорегион Сибирь: проблемы и перспективы развития






Красноярск Foresight: образы будущего 2030






Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд






Форсайт Республики Саха (Якутия) – 2050






Судьба континента Сибирь: проблемы развития






Человеческий капитал Красноярского края: Форсайт-исследование – 2030