Директор ЦСИР – Валерий Ефимов – принял участие в форсайт-сессии «Формирование стратегического видения ДВФУ-2030 с учетом долгосрочной ситуации на Дальнем Востоке России и влияний трендов АТР», которая проводилась Дальневосточным федеральным университетом.
В течении трех дней преподаватели и руководители университета обсуждали тренды, определяющие развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Дальнего Востока России в горизонте до 2030 г.; перспективное позиционирование Дальневосточного федерального университета; приоритетные направления развития университета и дорожную карты первоочередных мероприятий.
В. Ефимов принял участие в экспертных обсуждениях и выступил с докладом «Университеты будущего: глобальные тренды и перспективные модели», который был подготовлен в рамках проекта РГНФ «Университеты в ситуации постиндустриального перехода: новые функции и модели развития» (проект №16-16-24011).
В рамках доклада были представлены глобальные пакеты трендов, сделана проекция этих трендов на ситуацию Дальнего Востока и Дальневосточного федерального университета. В качестве значимых трендов выделены:
Социально-экономические тренды:
• смещение центра экономической активности в Азиатско-Тихоокеанский регион;
• рост населения в Азии, Африке; масштабные миграционные процессы;
• ухудшение экологической ситуации в большинстве регионов планеты;
• истощение ресурсов; рост спроса на еду, воду; усиление позиций производителей продуктов питания, важность технологий производства пищи;
• старение населения в России и развитых странах, рост числа «взрослых студентов».
Технологические тренды:
• цифровая революция, телекоммуникации, информационные технологии;
• распространение технологии 6 уклада — нано-, био- технологии; новые материалы.
Культурно-антропологические тренды:
• новое поколение студентов, «выросшее на гаджетах»;
• формирование «консервативного интернационала», национал-социализм (радикальный национализм);
• виртуализация: виртуальное общество, виртуальные институты, виртуальный человек;
• трансформация личности: индивидуализация, шаблонизация, виртуализация личности.
Сформулированы пакеты запросов со стороны государства и общества университетам, которые будут инициированы происходящими в мире изменениями; представлен процессы, определяющие ситуацию университетов в будущем:
В социально-экономической сфере:
• Ключевые тренды будут определять повестку дня для НИОКР в университетах;
• Глобальная конкуренция университетов, международные стандарты высшего образования;
• Запросы государств и регионов на разработки, обеспечивающие управление демографическими и миграционными процессами, мобильностью населения;
• Спрос на образование взрослых, переподготовку – нужны программы и технологии образования. Новый рынок и конкуренция университетов за «взрослых студентов»;
• «Расслоение» университетов в мире, где ведущая производительная сила – интеллект и инновации. На одном полюсе университеты – процветающие лидеры; на другом – социальные «маргиналы»;
• Образ университета-лидера: инноватор, площадка будущего в настоящем, фабрика мысли, стратегический субъект в стране или регионе;
• Новый сектор рынка высшего образования – «новый средний класс» растущих городов Азии и Африки;
• Перспективный сектор НИОКР – разработки технологий производства, переработки, сохранения, транспортировки пищевой продукции;
• Диверсификация спроса на высшее образование и рынка высшего образования: необходимо дешевое и дорогое образование, массовое и эксклюзивное; университеты должны найти свои ниши;
• «Гонка цифровой вооруженности» университетов: кто будет лидером? Что ждет отставших?;
• Необходимость «цифрового ликбеза» для части молодежи и взрослых.
В сфере технологических изменений:
• Переход университетов на «цифровую платформу» – изменение технологий и институциональной организации образования и НИОКР. Виртуальные университеты: виртуальное образование, сетевая организация исследований и разработок;
• Технологии 6-го уклада = ключевая повестка НИОКР университетов;
• Новое инженерное образование (для индустрии 3.0 и индустрии 4.0);
• Новая основа лидерства университетов = университеты как площадки развертывания когнитивного общества и когнитивной экономики;
• Интерфейсы «компьютер – мозг» = прорыв в технологиях обучения ???
• Big Data + вычислительные мощности = негуманоидный «планетарный интеллект». Какова роль и позиция университетов в этих процессах? Какие «пакеты» разработок будут актуальными?
В сфере культуры и антропологических изменений:
• Образовательные технологии для людей, «приросших к гаджетам»;
• «Новые идентичности» в повестке дня университета: гуманитарное образование? разработки «антропотехнических» технологий? разработки технологий социальных коммуникаций для общества, где массово появляются новые идентичности?
• Образование и виртуализованный мир: кого, чему, как, в каких формах, в каких темпах учить в виртуализованном мире??
• Направления НИОКР, обеспечивающие антропологические «сдвиги» - киборгизацию, виртуализацию, индивидуализацию человека;
• Университет на плацдарме ценностных конфликтов и «сдвигов» - просветитель? медиатор? «площадка» для организации рефлексии?
• Университет - площадка социально-антропологических проектов.
Сделан исторический экскурс о рождении университетов, показано, что «Университет зарождался как форма самоорганизации интеллектуалов, как форма институциализации интеллекта».
Поставлен вопрос об университетах как институтах развития – способности университетов в настоящее время становиться лидерами технологического социального и культурного развития.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках научно-исследовательского проекта «Университеты в ситуации постиндустриального перехода: новые функции и модели развития» (проект №16-16-24011) .
|