Форсайт-сессия «Формирование стратегического видения ДВФУ-2030 с учетом долгосрочной ситуации на Дальнем Востоке России и влияний трендов АТР»

Директор ЦСИР – Валерий Ефимов – принял участие в форсайт-сессии «Формирование стратегического видения ДВФУ-2030 с учетом долгосрочной ситуации на Дальнем Востоке России и влияний трендов АТР», которая проводилась Дальневосточным федеральным университетом.

В течении трех дней преподаватели и руководители университета обсуждали тренды, определяющие развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Дальнего Востока России в горизонте до 2030 г.; перспективное позиционирование Дальневосточного федерального университета; приоритетные направления развития университета и дорожную карты первоочередных мероприятий.

В. Ефимов принял участие в экспертных обсуждениях и выступил с докладом «Университеты будущего: глобальные тренды и перспективные модели», который был подготовлен в рамках проекта РГНФ «Университеты в ситуации постиндустриального перехода: новые функции и модели развития» (проект №16-16-24011).

В рамках доклада были представлены глобальные пакеты трендов, сделана проекция этих трендов на ситуацию Дальнего Востока и Дальневосточного федерального университета. В качестве значимых трендов выделены:

Социально-экономические тренды:

• смещение центра экономической активности в Азиатско-Тихоокеанский регион;

• рост населения в Азии, Африке; масштабные миграционные процессы;

• ухудшение экологической ситуации в большинстве регионов планеты;

• истощение ресурсов; рост спроса на еду, воду; усиление позиций производителей продуктов питания, важность технологий производства пищи;

• старение населения в России и развитых странах, рост числа «взрослых студентов».

Технологические тренды:

• цифровая революция, телекоммуникации, информационные технологии;

• распространение технологии 6 уклада — нано-, био- технологии; новые материалы.

Культурно-антропологические тренды:

• новое поколение студентов, «выросшее на гаджетах»;

• формирование «консервативного интернационала», национал-социализм (радикальный национализм);

• виртуализация: виртуальное общество, виртуальные институты, виртуальный человек;

• трансформация личности: индивидуализация, шаблонизация, виртуализация личности.

Сформулированы пакеты запросов со стороны государства и общества университетам, которые будут инициированы происходящими в мире изменениями; представлен процессы, определяющие ситуацию университетов в будущем:

В социально-экономической сфере:

• Ключевые тренды будут определять повестку дня для НИОКР в университетах;

• Глобальная конкуренция университетов, международные стандарты высшего образования;

• Запросы государств и регионов на разработки, обеспечивающие управление демографическими и миграционными процессами, мобильностью населения;

• Спрос на образование взрослых, переподготовку – нужны программы и технологии образования. Новый рынок и конкуренция университетов за «взрослых студентов»;

• «Расслоение» университетов в мире, где ведущая производительная сила – интеллект и инновации. На одном полюсе университеты – процветающие лидеры; на другом – социальные «маргиналы»;

• Образ университета-лидера: инноватор, площадка будущего в настоящем, фабрика мысли, стратегический субъект в стране или регионе;

• Новый сектор рынка высшего образования – «новый средний класс» растущих городов Азии и Африки;

• Перспективный сектор НИОКР – разработки технологий производства, переработки, сохранения, транспортировки пищевой продукции;

• Диверсификация спроса на высшее образование и рынка высшего образования: необходимо дешевое и дорогое образование, массовое и эксклюзивное; университеты должны найти свои ниши;

• «Гонка цифровой вооруженности» университетов: кто будет лидером? Что ждет отставших?;

• Необходимость «цифрового ликбеза» для части молодежи и взрослых.

В сфере технологических изменений:

• Переход университетов на «цифровую платформу» – изменение технологий и институциональной организации образования и НИОКР. Виртуальные университеты: виртуальное образование, сетевая организация исследований и разработок;

• Технологии 6-го уклада = ключевая повестка НИОКР университетов;

• Новое инженерное образование (для индустрии 3.0 и индустрии 4.0);

• Новая основа лидерства университетов = университеты как площадки развертывания когнитивного общества и когнитивной экономики;

• Интерфейсы «компьютер – мозг» = прорыв в технологиях обучения ???

• Big Data + вычислительные мощности = негуманоидный «планетарный интеллект». Какова роль и позиция университетов в этих процессах? Какие «пакеты» разработок будут актуальными?

В сфере культуры и антропологических изменений:

• Образовательные технологии для людей, «приросших к гаджетам»;

• «Новые идентичности» в повестке дня университета: гуманитарное образование? разработки «антропотехнических» технологий? разработки технологий социальных коммуникаций для общества, где массово появляются новые идентичности?

• Образование и виртуализованный мир: кого, чему, как, в каких формах, в каких темпах учить в виртуализованном мире??

• Направления НИОКР, обеспечивающие антропологические «сдвиги» - киборгизацию, виртуализацию, индивидуализацию человека;

• Университет на плацдарме ценностных конфликтов и «сдвигов» - просветитель? медиатор? «площадка» для организации рефлексии?

• Университет - площадка социально-антропологических проектов.

Сделан исторический экскурс о рождении университетов, показано, что «Университет зарождался как форма самоорганизации интеллектуалов, как форма институциализации интеллекта».

Поставлен вопрос об университетах как институтах развития – способности университетов в настоящее время становиться лидерами технологического социального и культурного развития.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках научно-исследовательского проекта «Университеты в ситуации постиндустриального перехода: новые функции и модели развития» (проект №16-16-24011) .