Проект ЦСИР поддержан Российским гуманитарным научным фондом

Российским гуманитарным научным фондом поддержан проект Центра стратегических исследований и разработок "Университеты в ситуации постиндустриального перехода: новые функции и модели развития".

Актуальность предлагаемого исследования определяется вовлечением России и ее регионов в процессы постиндустриального перехода и, соответственно, изменением экономической и социокультурной среды, в которой разворачивается деятельность российских университетов.

Постиндустриальный переход в России имеет определенную страновую специфику: деиндустриализация носила кризисный характер и сопровождалась упрощением структуры экономики, потерей рынков для продукции высоких переделов; тем не менее, в мегаполисах страны сформировалась «городская экономика» - развитые секторы торговли, услуг, IT-сектор и др., использующие современные технологии и форматы деятельности; возросли масштабы «производства человеческого капитала» (в частности, произошла массовизация высшего образования). При этом «траектории движения» российских университетов в изменившихся условиях существенно разошлись: ведущие университеты выстраивают новое позиционирование и новые отношения с субъектами экономики и управления, другие адаптируются в основном за счет наращивания объемов платных образовательных услуг, третьи фактически «угасают».

Новые функции университетов и новые типы («предпринимательский», «социально-ориентированный» и др.) в определенной степени осмыслены в научной литературе. Предварительные исследования показывают, что в перспективе 15 – 25 лет возрастет актуальность следующих функций университетов: обеспечение опережающего образования (формирующего компетенции, которые будут востребованы через 5 – 10 и более лет), образования взрослых, включая людей старших поколений; формирование предпринимательских компетенций; создание «полигонов» для становления и апробации новых производственных и социальных практик; формирование «ядер» экономики знаний и ряд других. Данные функции фиксируются в публикациях в основном на уровне метафор, необходима их понятийная проработка, исследование эмпирических данных, оформление проектных идей (которые далее могут найти место в программах развития российских университетов).

Без системной картины функций университета в условиях постиндустриального перехода неизбежна односторонность государственной политики в отношении развития университетов, например, поддержка университетов преимущественно одного типа (исследовательских), поддержка развертывания лишь нескольких сфер функционирования университетов, наиболее легко «опознаваемых» и с уже устоявшимися критериями эффективности (обычно это образовательная деятельность в ее традиционных «аудиторных» формах, научная в виде публикационной активности, отчасти инновационная деятельность). При этом важные процессы развития и новые виды деятельности зачастую оказываются маргинальными и нелегитимными в российских университетах, а реализующие их активные группы ученых, преподавателей и управленцев не получают систематической поддержки.

Задачи проекта:
1. Определение ключевых элементов постиндустриального перехода и его важнейших аспектов – цифровой революции, глобализации экономики и рынков труда, новых технологий образования, становления экономики знаний – как социально-экономического и социокультурного контекста, задающего требования на развитие университетов.
2. Определение категориального и понятийного аппарата, необходимого для изучения университета как социального института в ситуации постиндустриального перехода («институт», «функция», «структура», «трансформация» и др.); уточнение содержания понятий для ситуации
данного исследования.
3. Разработка системы понятий, описывающих ключевые функции университета: теоретическое описание, эмпирическое описание способов реализации этих функций университетами.
4. Оформление системных научно-теоретических представлений о трансформации университета как социального института в условиях постиндустриального перехода. Характеристика изменений функций университета как социального института на уровне модели и на эмпирическом уровне.
5. Теоретическое конструирование идеальных типов университетов; построение типологии университетов на основе теоретического конструкта идеальных типов и эмпирических данных о деятельности университетов (показателей функционирования, программ развития).
6. Анализ деятельности 10 ведущих зарубежных университетов, анализ деятельности и программ развития 25 ведущих российских университетов (федеральных, национальных исследовательских, региональных) с точки зрения выполнения ими социальных функций,
востребованных в условиях постиндустриального перехода.
7. Проведение опроса экспертов о новых императивах и возможностях деятельности университетов как образовательных и когнитивных институтов, о моделях развития университетов в условиях постиндустриального перехода и цифровой революции (300 экспертов).
8. Оформление проектных идей относительно развертывания новых функций университетов, значимых в ситуации постиндустриального перехода. Определение политики инвестиций (в инфраструктуру университетов, «качество студентов», потенциал преподавателей, развитие научных школ, партнерские связи, международное сотрудничество и др.), необходимой для развертывания этих функций университетов.
9. Разработка теоретических представлений о модели развития университетов как пакете ключевых целей, задач, инструментов, обеспечивающих изменение университета и переход к выполнению новых (или измененных) функций по отношению к обществу.