Открытый проект Университеты будущего

В рамках экспертно-аналитического портала "Сибирский фронтир" сотрудниками ЦСИР запущен открытый проект "Университеты будущего".

Задачи открытого проекта:
• Расширение сотрудничества, формирование сообщества исследователей, практиков и экспертов, заинтересованных в развитии университетов и построении перспективных моделей университета будущего.
• Аккумулирование наиболее интересных и содержательных научных работ, программных документов, экспертных текстов по тематике проекта; формирование библиотеки проекта и предоставление пользователю возможности целостного, разностороннего и глубокого видения существующей ситуации и перспектив развития университетов.
• Разворачивание научных и экспертных дискуссий по тематике проекта; инициирование сотрудничества исследователей по темам и проблемам, важным для понимания и выстраивания будущего университетов.
• Построение карты проблем и задач как инструмента координации научных исследований и прикладных разработок в отношении современной ситуации университетов и перспектив их развития.

ПРОБЛЕМАТИКА ОТКРЫТОГО ПРОЕКТА «УНИВЕРСИТЕТЫ БУДУЩЕГО»

Происходящие в современном мире социально-экономические, технологические и социокультурные трансформации вызывают появление новых типов университетов. Расширяется и усложняется комплекс функций университета как социального института; университет становится площадкой развертывания экономических и неэкономических связей и отношений, которые будут характерны для формирующегося «когнитивного общества». В данных условиях оформляются новые общественные потребности: 1) массовое образование молодежи и взрослых (общекультурное и профессиональное); 2) производство технологических, социальных, управленческих, культурных инноваций; 3) обеспечение информационной и смысловой связности систем большого масштаба, таких как профессиональное сообщество, страна, глобальное человечество. Именно университеты могут стать институтом, который будет решать эти значимые для общества задачи поскольку исторически они возникли и развивались как институциональная форма интеллекта в обществе. Из «обслуживающей» позиции, связанной с подготовкой кадров для экономики и социальной сферы, выполнением исследований и разработок по заказам государства и бизнеса, университет переходит в позицию ключевого субъекта развития, обеспечивающего формирование экономических кластеров когнитивного общества.

Университеты уже трансформируются навстречу когнитивному обществу: 1) разграничиваются массовое потоковое образование (бакалавриат) и элитарное (магистратура, аспирантура); 2) разворачивается дистанционное образование, формируются исследовательские и проектные сети; 3) создаются «рои» инновационных предприятий; 4) университеты проводят активную информационную политику в интернете и создают собственные телевизионные каналы и т.д. Изменяются приоритеты инвестиций в развитие университетов: не столько в строительство зданий, оборудование лабораторий и т.п., сколько в развертывание новых деятельностей, которые усиливают позиции университета в новой ситуации. Современный университет ведет себя во многом как инновационный бизнес на конкурентном поле, разрабатывая и реализуя соответствующие стратегии.

Исследования и разработки открытого проекта направлены на создание системного знания об «идеальных типах», социальных функциях и моделях развития университетов в ситуации постиндустриального перехода, цифровой революции и формирования «когнитивного общества». При этом важно определить ключевые элементы государственной политики в России в отношении высшей школы, которая должна обеспечивать опережающее развитие российских университетов.

Подробное описание открытого проекта представлено на сайте.

Если Вы хотите принять участие в открытом проекте, необходимо зарегистрироваться на сайте и заполнить профиль, указав в соответствующем разделе о готовности участвовать в проекте «Университеты будущего».